МЭФ-2024: России нужна новая социально ориентированная политика развития
В столице завершил свою работу очередной Московский экономический форум (МЭФ), ключевой темой которого в этом году стали изменения в политическом ландшафте страны
За два дня политики и промышленники, предприниматели и деятели науки и культуры, экономисты и профильные эксперты обсудили широкий спектр тем, начиная от экономической политики и производственного потенциала России и заканчивая вопросами демографии, культуры и восприятия нашей страны как отдельной цивилизации. Как отмечали многие журналисты и участники мероприятия, на этот раз главными словами форума стали «справедливость» и «культура». Как они причудливо переплелись в современной российской действительности и причём здесь экономика – в нашем репортаже с полей МЭФ-2024.
Открывая первую пленарную дискуссию «Экономика: новая реальность – новые подходы» лидер ПАРТИИ ДЕЛА, председатель МЭФ, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин объявил минуту молчания в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холл». Он также отметил, что сегодня форум проходит в непростой обстановке, но организаторами принимаются серьёзные меры для обеспечения безопасности участников. Своё выступление он начал с того, что обозначил стоящие, по его мнению, перед Россией вызовы.
«Мы обязаны выявлять те проблемы и места, где политика должна меняться и проговаривать методы решения болезненных вопросов. Есть много вещей, о которых нужно дискутировать. Мы будем много говорить о культуре, потому что понимаем: зачастую цели ряда творцов – высмеять и деморализовать общество. Мы видим отсутствие позитивного образа будущего, да и позитивного образа прошлого. Искусство должно воскрешать патриотические чувства, культивировать уважение к предкам и традициям. По крайней мере, то искусство, которое должно поддерживаться обществом и государством», — подчеркнул Константин Бабкин.
По его словам, держатели международной повестки пытаются навязывать своё мнение и говорить от имени всего человечества. В ответ на это Россия создаёт евразийское экономическое сообщество, БРИКС, но нет в достаточной мере наполнения этих понятий работающими механизмами и реальными мерами интеграции.
Что касается ситуации внутри страны, то, прежде всего, возникают вопросы к экономической политике, полной парадоксов.
«Например, бедные платят налогов больше, чем богатые. Сырьевики платят меньше, чем производители готовой продукции. Много ситуативных налогов, которые решают только сиюминутные задачи. Необходимо поддерживать сельское хозяйство – вводятся пошлины на экспорт продовольствия и тем самым тормозится развитие сельского хозяйства. Странная политика Центробанка, который видит фактически единственной своей целью борьбу с инфляцией. Внешнеторговая политика стимулирует вывоз энергоресурсов. Россия соблюдает условия вступления в ВТО, тем самым соблюдая интересы глобалистов и тех, кто хочет видеть её только источником сырья», — объяснил лидер ПАРТИИ ДЕЛА.
Вместе с тем, продолжил Константин Бабкин, несмотря на все трудности Россия выстояла и развивается. У неё есть сильный Президент Владимир Владимирович Путин, который получил недавно мощную поддержку нашего народа. Это значит, что у нас есть всё для развития, нужно лишь сделать так, чтобы культурная и экономическая политика были настроены на проведение новой индустриализации. Именно для свободного обмена мнениями и существует Московский экономический форум.
Первое конкретное предложение о том, как улучшить жизнь в стране, поступило от члена Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, которая указала одно из главных препятствий для экономического роста.
«Один из парадоксов – продолжающееся формирование Фонда национального благосостояния (ФНБ), который является одной из причин роста государственного долга и тормозом для развития страны. Так, с 2000 года дефицит федерального бюджета наблюдался лишь в течение 7 лет, при этом пополнение ФНБ происходило даже в этот период. С 2001 по 2007 год и в 2015 год был профицит бюджета и пополнялся резервный фонд. Однако в другие годы либо наблюдался дефицит бюджета и при этом пополнялся ФНБ, либо был профицит бюджета, но одновременно происходило осуществление займов на рынке. Таким образом, заметен огромный объём заимствований и прирост долга, которые оказались ничем не обоснованы», — считает она.
Депутат Госдумы задалась вопросом, кому сейчас выгодно такое положение дел. Если раньше таким выгодополучателем мог быть международный финансовый капитал, то в условиях санкций этого не наблюдается. Однако остаётся возможность для перекачки бюджетных средств в собственный финансовый сектор и банковскую систему, а также бесконтрольное расходование бюджетных средств за «балансом бюджета» в источниках покрытия дефицита.
Оксана Дмитриевна предложила варианты решения проблемы. По её мнению, необходимо отменить текущее бюджетное правило, изменить бюджетную классификацию – все поступления показывать в расходах, а также отказаться от практики профицитных бюджетов.
«Тогда у нас экономический рост будет не 3,5%, а 7,8% как в Индии», — заметила эксперт.
Также экономист высказалась за прогрессивную шкалу налогообложения, которая будет справедливой и не ударит по среднему классу, за принципиальное снижение ключевой ставки, потому что никакие инструменты не могут обеспечить реальный доступный кредит. Она также считает необходимым ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль.
В свою очередь, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Савченко высказал мнение о том, что пришло время для новой экономической модели солидарного общества – уклада, который грядёт на смену капиталистическому.
«И его отличие заключается в том, что у него сбалансированы все отношения между государством, обществом и гражданином. Основой этой гармонии является справедливое распределение вновь созданного богатства между участниками: государством, собственником, работодателем и трудовыми коллективами. Достигается это новой экономической моделью – мы её назвали справедливоцентричной», — пояснил он.
По его словам, уход от капитализма можно осуществить путём внедрения института трудовой собственности. Наёмный работник превращается в совладельца, соперник в сотрудника. В результате исчезает отчуждённость работника от собственности и результата труда, уходит соперничество между собственниками и наёмными работниками, раскрывается творческий потенциал, повышается эффективность производства.
Следующим к дискуссии подключился академик Роберт Нигматулин. Свой доклад он озаглавил нетривиальным образом: «Что бы я делал, если бы был директором России». Обращаясь к ключевым проблемам, ученый отметил, что уже многие годы реальные доходы у россиян не растут, а само население страны стремительно сокращается.
По мнению спикера, первый шаг к решению проблемы заключается в отказе от бюджетного правила. Чтобы все резервные фонды не превышали 15% от ВВП страны, а рост инвестиций составлял 5-7% в год. Параллельно необходимо совершенствовать кадровый состав, а также организовать отбор инвестпроектов и увеличить с 5 до 10% затраты на научно-технические разработки.
Говоря об экономике, нельзя не остановиться на теме социальной справедливости. Об этой базовой ценности говорили в рамках дискуссии, посвящённой памяти Александра Бузгалина – одного из идеологов Московского экономического форума, бывшего активным борцом «с диким проявлением неравенства в нашем пещерном российском капитализме». В рамках сессии поднимались вопросы, волнующие каждого гражданина нашей страны. В частности, экспертное сообщество обсудило разницу в доходах, явление сегрегации и её влияние на положение бизнеса и социальных групп.
Открывая дискуссию, её модератор, член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, гендиректор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», эксперт МЭФ Владимир Боглаев отметил, что для него самое правильное определение справедливости – это лозунг социализма «от каждого по способностям – каждому по труду». Но он перестал действовать, когда в 90-е годы прошлого века прошли масштабные мероприятия по сегрегации общества по всем направлениям.
«В России появилось разделение на жителей города и деревни, мегаполиса и провинции, работников производства и торговли, многодетных и бездетных, тех, кто побогаче и победнее. И это только самые простые категории. Мы понимаем: чем выше сегрегация – тем меньше справедливости. Вместе с тем ясно, что как невозможно создать общество глобальной справедливости, так невозможно создать и общество тотальной сегрегации», — сказал он.
Спикер считает, что дискутировать по заявленной теме с отрывом от объявленного Года семьи сегодня нельзя. Дальнейший тренд на урбанизацию страны и переселение людей в 10-15 крупных городов, происходящее за счёт несправедливого распределения общественного богатства в пользу мегаполисов в ущерб малым городам, ставит жирный крест на любых демографических проектах.
«При сохранении нынешнего уровня неравенства говорить о приоритете семьи не приходится. Когда мы слышим призывы об увеличении рождаемости, важно понимать – как мы сможем этого достичь, если не расставим правильно приоритеты и не сократим разрыв между провинцией и мегаполисами. Есть вопрос и справедливого использования существующих экономических активов. Если мы посмотрим на гигантские предприятия, то непонятно, по какому принципу эти километры зданий, коммуникаций и прочего могут принадлежать одному человеку в принципе. Очевидно, что с 1991 года Россия проходит очередной пик несправедливости. Дальнейшее разрастание деления общества во всех сегментах не только не позволит стране развиваться – в данной ситуации государство или сможет снизить степень несправедливости, или встанет вопрос о его сохранении в том виде, в каком оно есть», — считает Владимир Боглаев.
Первым шагом к тому, чтобы в России стало меньше сегрегации, было бы признание в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов любого человека, превышающее его подтверждённые доходы, заключил он.
В свою очередь, член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик РАН Сергей Глазьев заявил, что добиться социальной справедливости невозможно без опережающего экономического роста.
«У нас сегодня самое несправедливое распределение национальных доходов, наверное, среди всех стран G20. Коэффициенты неравенства зашкаливают, цифры всем известны. Как можно строить политику регулирования экономики таким образом, что базовая и основная ценность общественного сознания – социальная справедливость – попирается системой самой экономики, так как она выстраивается в пользу сверхбогатых, ориентирована на вывоз капитала и несправедливое распределение национального богатства?» — заявил он.
Экономист подчеркнул, что для развития России необходимо выйти из «порочного круга», в котором мы оказались из-за проводимой финансово-экономическим блоком Правительства политики:
«Инфляцию душат ключевой ставкой, это ведёт к сокращению кредитования и инвестиций, что, в свою очередь, чревато технологическим отставанием и последующим снижением конкурентоспособности, которое компенсируется очередной девальвацией валюты, вызывающей новую инфляционную волну, после чего Центробанк в очередной раз повышает процентные ставки, чтобы путём сокращения спроса победить инфляцию. Этот круг ведёт к бесконечным циклам деградации и обнищания».
Спикер уверен, страну спасёт новая экономическая политика. Необходимо целевое кредитование инвестиций, что обеспечит рост производства и снижение издержек.
«Таким образом, мы можем в ближайшие пять лет выйти на нужные темпы роста и добиться модернизации. Строиться эти темпы роста должны на базе нового технологического уклада, который необходимо форсировано развивать», — подчеркнул известный экономист.
Москва имеет такие же подушевые доходы, как страны «старой Европы». Без столицы они составляют 490 тыс. рублей на человека в год, а в Москве – в два раза больше, заявил академик РАН, научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова Роберт Нигматулин.
«Что такое обеспеченный средний класс? Собственное жильё, машина не старше пяти лет, минимум одна ежегодная поездка на отдых всей семьёй, деньги на образование и медицинские услуги. Наличие сбережений. Таких людей у нас только 20%, а в Европе 60%. В Орле доходы на душу населения в три раза меньше, чем в Москве. Как это можно объяснить? В том же Орле производство зерна на душу населения в три раза, больше, чем в других регионах России. Пока мы не выйдем из этой вопиющей несправедливости, у нас не будет никакого экономического роста», — возмутился учёный.
Ключ к решению проблемы социальной справедливости в России находится в программе «Усадебный дом» для десяти миллионов молодых семей. Такое мнение высказал присоединившейся к дискуссии сенатор Евгений Савченко:
«Больше мы при нашей демографии не наберём. Следующим шагом может стать родительское пособие в размере 50 тыс. рублей начиная с третьего месяца беременности и до исполнения ребёнку 2,5 лет. Для Сибири и Дальнего Востока компенсация четверти стоимости усадебного дома за каждого ребёнка, начиная со второго. Ну и предоставление льготного кредита для организации семейного предприятия. Это обеспечит желательный уровень средней рождаемости трёх-четырёх детей на семью в течение трёх поколений», — предложил он.
Спикер отметил, что будет правильным финансирование усадебного строительства со стороны государства до 10 млн рублей на один объект, обеспечение его гектаром земли и инфраструктурой. Во многих странах мира есть хороший опыт финансирования таких программ через кассы взаимопомощи или дешёвые целевые кредиты. В России можно создать под эти цели специальный фонд, который будет формироваться за счёт комиссии от каждой финансовой транзакции в размере 0,1-0,2%. Это позволит аккумулировать до 7 трлн рублей в год.
«Это наш общий вклад в спасение России от вымирания. Причём средства необходимо выделять дифференцированно, предлагая лучшие условия кредитования в малонаселённых частях страны», — сказал Евгений Савченко и отметил, что предлагаемый комплекс мер позволит увеличить население России минимум до 200 млн человек к 2120 году.
Общественный деятель и актриса Мария Шукшина отметила, что социальная справедливость достигается тогда, когда люди, приносящие пользу обществу, имеют больше возможностей и привилегий. А всё это, разумеется, невозможно без доступного и качественного образования для молодёжи. На этом аспекте заострил внимание экономист Василий Колташов.
«Развитие производства – это основа экономики, порождающая потребность в образованных людях, а эти образованные люди в процессе своей экономической деятельности в новых обстоятельствах обретают больший достаток», — отметил он.
Этот принцип можно перенести и на современную Россию, несмотря на разные взгляды экономистов. По мнению эксперта, первопричиной проблем стал неолиберализм, господствовавший в мире с 80-х по кризис 2008 года, один из принципов которого заключается в следующем: верхи должны оставаться наверху, низы должны оставаться внизу. Разумеется, на таком фундаменте невозможно построить справедливое общество. Но шанс у России есть и немалый. К такому мнению пришли участники дискуссии.
Но не для кого не секрет, что развитие общества невозможно без сильной экономики. А в нашей стране ключевую роль в ней играет сельское хозяйство. Именно развитию АПК была посвящена сессия, модераторами которой выступили член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, журналист Игорь Абакумов и академик РАН, научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Иван Ушачёв.
В рамках мероприятия обсуждались меры регулирования аграрного рынка России и их влияние на российских сельхозпроизводителей, негативный эффект штрафов, проверок и введения экспортных пошлин для АПК, поддержка предприятий в отрасли, а также предложения экспертов по повышению рентабельности в сельском хозяйстве.
После него слово взял Иван Ушачёв. Он отметил, что АПК сегодня развивается под влиянием многих факторов, в числе которых – высокая волатильность цен на мировом аграрном рынке, санкционное давление на российскую экономику и трансформация глобальных моделей торговли. По оценке эксперта, в настоящий момент сельское хозяйство стало отраслью, которая демонстрирует планомерный рост – производство сельхозпродукции за последние шесть лет увеличилось на 16%. Удалось обеспечить достижения доктрины продовольственной безопасности, за исключения молочных продуктов, фруктов и овощей.
В то же время, как отметил академик, до сих пор сохраняются трудности с развитием сельских территорий, обеспечением импортозамещения и достойного дохода крестьян. Кроме того, ещё один фактор, сдерживающий развитие отрасли – инвестиционная недостаточность. Сокращаются вложения, из-за чего наблюдается отставание АПК от мировых показателей и усиливается зависимость сектора от зарубежных технологий.
Так, доля импортной техники в сельском хозяйстве составляет более 68%. Кроме того, остаются проблемы с семенной базой – сахарной свёклой, картофелем, подсолнечником, кукурузой. Наблюдается процесс ухудшения качества сельхозземель – внесения минеральных удобрений в России в 2-3 раза меньше, чем в Западной Европе. Заплаты на селе составляют всего лишь 65% от среднего уровня по экономике. Также заметны неблагоприятные тенденции на потребительском рынке – снижается покупательная способность населения по говядине, свинине, мясу, птице и сахару.
Следующим в дискуссию вступил независимый эксперт по АПК Александр Корбут. По его оценке, валовая продукция сельского хозяйства в текущих ценах снизилась и удельный вес прибыльных сельхозорганизаций сократился. Таким образом, каждое пятое хозяйство на сегодняшний день – убыточно. Одновременно с этим общее изъятие по пошлинам в России составляет порядка 600 млрд. По мнению эксперта, сегодня деньги, выделенные на производство, выгоднее положить в банк под проценты – они принесут гораздо большую прибыль с существенно меньшими налогами и отсутствием проблем. Получается, что сельхозпроизводителей сейчас подталкивают к экономике рантье. Что касается поддержки отрасли, то выделяемые полтриллиона – это как раз те 200-230 млрд, которые собрали по пошлинам. В результате сельское хозяйство сегодня фактически переведено на самофинансирование.
В свою очередь, директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова провела важную параллель – успех сельхозмашиностроителей зависит от благополучия аграриев, а падение производства сейчас связано с низкой доходностью их бизнеса. Сейчас на селе в приоритете семена, удобрения и зарплаты, нежели дорогостоящая техника. Фермеры вынуждены откладывать решение о покупке сельхозмашин из-за подорожания и конкуренции. От лица производителей Алла Елизарова объяснило причины подорожания сельхозтехники.
«Мало того, что у нас есть внутренняя конкуренция, продолжается конкуренция с европейскими производителями. Кроме того, появилась достаточно сильная конкуренция и с производителями из дружественных стран. При этом мы видим, что достаточно сильно выросли расходы на комплектующие и логистику. Всё это сказывается и на стоимости техники», — сказала она.
Кроме того, большинство инвестиционных проектов финансируются через кредиты, однако не все предприятия могут получить льготные займы из-за отсутствия залога, подчеркнула Алла Елизарова и резюмировала, что главная цель сейчас – это благополучие жителей села, для достижения которого необходимо пересмотреть экспортные пошлины.
В нашем материале собраны самые интересные, на наш взгляд, моменты с первого дня работы МЭФ-2024. Отметим, ключевая тема в этом году – «Политический ландшафт изменился. Экономика. Культура. Новые ориентиры». В ходе дискуссий на полях форума происходит выработка стратегических решений и конструктивных программ, направленных на развитие экономической, промышленной и внешнеэкономической политики России. За всё время существования МЭФ в нём приняли участие свыше 15 тыс. участников из 40 стран мира.