Метамодернистская апология труда - Партия Дела
Присоединиться
Фото: фестиваль «Время, вперёд!»

Давайте вспомним о роли личности в истории вообще и истории искусства, в частности, задумаемся о том, как эстетические представления мецената, его бизнес-планы и связанные с ними проблемы (скажем, состояние государства или нехватка квалифицированного персонала на производстве) влияют на культуру. Промышленник и меценат Савва Мамонтов в не самые хлебные для России годы умудрялся одновременно заниматься железнодорожным строительством, индустриальными и добывающими проектами государственного масштаба и при этом уделять немало времени и сил Абрамцевскому художественному кружку, театру, архитектуре, издательской деятельности. Чем он только не занимался! Но в результате мы имеем и железные дороги, и Врубеля, и Мурманск, и «Мир искусства».

Есть разные точки зрения на вопрос, что чему предшествует и воспоследует: экономическая формация обретает ли отражение в искусстве или, наоборот, ушедшее в отрыв, в будущее искусство транслирует образы и смыслы в развивающуюся экономику. Мамонтовский павильон «Крайний Север» на нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, привлекавший внимание государства и общественности к освоению северных территорий, предшествовал Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на военных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» 1910–1915 годов и основанию Мурманска.

Оформил мамонтовский павильон Константин Коровин из Абрамцевского кружка. Эскизы для панно «Лов рыбы», «Охота на моржей» и других подобных художник сделал во время совместной с Валентином Серовым поездки по северным территориям, организованной и оплаченной, разумеется, Мамонтовым.

На дворе модерн, общество в поисках самоидентификации, актуальный художник на службе мыслящего в категориях государственного блага и процветания просвещённого капиталиста – хороший пример культурной политики своего времени. Примерно так это работает и сейчас, аналогия напрашивается. Как будто бы и не было целого столетия социальных экспериментов, социальных и художественных революций, контрреволюций, техногенных катастроф, как будто всё заново.

Конец постмодерну

В 2018 году лидер ПАРТИИ ДЕЛА, промышленник и совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин обратился к ректору МГАХИ им. В.И. Сурикова, народному художнику России Анатолию Любавину с идеей фестиваля «Время, вперёд!», который вернёт в современное искусство тему созидательного труда, начнёт серьёзный разговор об общественных ценностях. Внимание к вопросам культуры современного государственно мыслящего предпринимателя и мецената Константин Бабкин объясняет так:

«Наше поколение еще застало фантастов, которые рисовали образ будущего, покорение планет, развитие человечества, установление справедливого общества – казалось, через это можно построить тот мир, в котором хочется жить. И мне, тогда ещё школьнику, хотелось заниматься этим, быть вовлечённым в технический прогресс. А в 1990-е технический прогресс потерял свою притягательность. «Буран» слетал один раз и оказался не нужен. «Энергия», выводящая на орбиту 100 т, тоже не пригодилась – зачем так много? А до того случился Чернобыль… И фантастика, и вся та культура, через которую в том числе я был вовлечён в созидание, в желание заниматься наукой, физикой, – всё это исчезло. Целое поколение оказалось выброшено из науки, ушло в бизнес, в какие-то другие области. Искусство соответствовало времени, его состояние иллюстрировало тяжёлый кризис нашего общества. Художники, философы провозглашали, что прогресс больше не интересен. Началась эпоха постмодерна – высмеять, деморализовать, разрушить стереотипы – время разочарования, иронии, цитирования, искусства, ведущего в никуда. Состояние постмодерна для меня – это эпоха, когда технический прогресс утратил свою притягательность».

По признанию Константина Бабкина, большое впечатление произвела на него книга «Метамодерн в музыке и вокруг неё» петербургского композитора Настасьи Хрущёвой. Идеи «новой искренности», «новой простоты» и ясности искусства метамодернизма, идущего на смену запутавшемуся в собственных играх постмодернизму, оказались созвучны новому времени. Он подчёркивает, что пандемия, военные конфликты, разрыв экономических связей демонстрируют несостоятельность утопии мира без границ и необходимость поиска путей развития с опорой на внутренние резервы.

Согласно принятой в СССР концепции «социального заказа» художникам вменялось в обязанность воспевать созидательный труд, светлое будущее, предоставлять юношеству пластически убедительные и вдохновляющие примеры для подражания, пользуясь проверенным методом соцреализма.

«Конечно, соцреализм приукрашивал действительность. Наверное, рабочие не такие красивые, как на картинах Дейнеки. Но это искусство сопровождалось индустриализацией, огромными свершениями в экономике, в технологии, в науке, победой в страшной войне. Думаю, искусство опережало, воодушевляло, словно бы говоря: «Ребята, смотрите вперёд, там всё должно быть красиво. Пусть сегодня это не так, но, если посмотреть с вот этого ракурса, чуть света поддать…» И это работало, двигало страну вперёд. Мы на заводе «Ростсельмаш» делаем комбайны, занимаемся производством. Я вижу, как меняется отношение к жизни. У молодых людей появилось желание созидать и трудиться, молодёжь идёт на завод. Мне интересно осмыслить перемены, понять, какое будущее нас ждёт. Это важно в том числе и с экономической точки зрения: для того, чтобы вкладывать деньги, инвестировать на многие годы вперёд, надо понимать, куда движется общество, чего мы все хотим».

Такой практичный подход, в основе которого лежит вера в будущее страны, надежда на новый виток развития и технологический прогресс, позволил идеологу культурного проекта сформулировать идею нового «социального заказа».

«Мы поставили задачу так: давайте сделаем искусство, которое воодушевляет, рисует труд в позитивном ключе. Ни в телевизоре, ни в кино, ни в газетах этого нет. В культуре доминирует образ столетней давности: «сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют». А это уже не так! На заводе сегодня светло, чисто, уютно, а завтра будет ещё лучше. Мы сказали художникам: «Давайте, нарисуйте нам новый, современный образ труда». Так появился фестиваль «Время вперёд!». И вот 15 преподавателей и студентов института поехали на завод «Ростсельмаш» и в результате сделали прекрасную выставку академической живописи на тему труда. Это всем понравилось, другие заводы стали приглашать к себе участников фестиваля. Проект расширяется, уже сотни, если не тысячи художников участвуют в нашем движении, больше 50 заводов по всей России в списке наших партнёров», — рассказывает Константин Бабкин.

Всё из труда

На участие в фестивале «Время, вперёд!» в 2023 году было подано 1,5 тыс. заявок. Сколько новых Коровиных и Серовых среди 170 художников выставки «Искусство труда»? В ожидании кумулятивного эффекта перехода количества в качество некоторые живописцы и скульпторы по инерции обращаются к традиции, к золотому веку искусства и промышленности. А золотой век темы труда – тот самый социалистический реализм прошлого века – несправедливо отвергнутая, но сохранившая силу изобразительная традиция, которую создатели и участники фестиваля наполняют новым смыслом и актуальным звучанием.

«Мне близок русский реализм, соцреализм, «суровый стиль». В моей личной коллекции есть десяток работ Виктора Попкова», — личность и вкус идеолога и мецената влияют на эстетику всего культурного проекта, но художественные работы на выставку отбирает жюри фестиваля.

Современность требует актуального исполнения, художники вольны сколько угодно экспериментировать с формой и цветом, раскрывая тему труда по-своему.

«Чтобы инвестировать в будущее, чтобы молодёжь стремилась к знанию, чтобы шла учиться на инженеров, физиков, на конструкторов коробок передач или контролёров для нашей техники, чтобы на много лет вперёд люди планировали учёбу и карьеру, связывали судьбу со своей страной, мы должны нарисовать и запроектировать, куда идём, предъявить образ будущего и наши культурные ориентиры. Наступила новая эпоха, Россия снова может развиваться. Компьютеризация, информатизация, большие данные, новые технологии коммуникации. Теперь снова можно исследовать планеты – пусть дронами вместо человека. Мы опять можем идти по пути прогресса. Это отражается в том числе на «Ростсельмаш». Производство расширяется, завод каждый год выпускает новые модели, растёт и эволюционирует. Я хочу верить в то, что эпоха постмодерна и разочарования ушла и наступает эпоха оптимизма. Хочется, чтобы эта перемена выражалась в искусстве», — рассказывает Константин Бабкин в кулуарах Московского экономического форума. Это ещё один общественно значимый проект, инициатором и активным участником которого он является.

В этом году МЭФ прошёл под девизом «Экономика. Культура. Новые ориентиры» и дискуссионную программу дополнила передвижная экспозиция избранных работ с выставки «Искусство труда». Показанная ранее в залах Союза художников России в Новой Третьяковке, она иллюстрирует то, как культурная политика может влиять на общественное мнение и процветание России.

До 31 августа продолжается приём заявок на участие в шестом сезоне Всероссийского фестиваля «Время, вперёд!». Тема нового культурного проекта, в котором могут поучаствовать профессиональные художники и любители со всей России, – «Созидательный труд». Победителей в четырёх номинациях: «Живопись», «Графика», «Скульптура и декоративно-прикладное искусство», «Инсталляция» – ожидают денежные призы и участие в ставшей уже традиционной выставке «Искусство труда» в залах Союза художников России в Новой Третьяковке.

 

Источник: The Art Newspaper 

Следующая новость
ПАРТИЯ ДЕЛА поздравляет буддистов с праздником Дончод Хурал