Мусорный коллапс в Хабаровске - Партия Дела
Присоединиться
Фото: DVHAB

Реформа подразумевала переход на раздельный сбор мусора и организацию его переработки, а также значительное сокращение объемов вывозимых на полигоны отходов.

Выступая на Российском экологическом форуме в октябре 2021 года, Заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко заявила, что средства поддержки в этой сфере были направлены своевременно.

«Через региональные команды выделили 9 млрд рублей федерального финансирования в самый тяжелый пандемийный 2020 год. Эти средства действительно помогли субъектам и региональным операторам», – сказала вице-премьер.

Региональный оператор — это ответственное юрлицо, которое должно взять на себя весь цикл по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Выбрать единого оператора, который займется вывозом всего мусора, регион обязан по требованиям федерального законодательства, но в Хабаровском крае в целом неплохую идею превратили в кормушку для приближенных коммерсантов. Ведь мусорный рынок является очень прибыльным, и есть много желающих занять в нем свою нишу. В Хабаровском крае услуги по вывозу и утилизации мусора стали Клондайком для самарских компаний.

В августе прошлого года министерство ЖКХ Хабаровского края объявило конкурс, победитель которого должен был стать единым региональным оператором. Единственная заявка поступила от компании «Хабавтотранс ДВ» из Самары. Местные предприниматели подать заявки на конкурс не смогли, так как министерство ЖКХ увеличило размер банковской гарантии по сравнению с предыдущим конкурсом в пять раз – до 115 млн рублей, тогда как у самой крупной компании края годовой оборот составляет около 80 млн рублей.

После победы на конкурсе компании «Хабавтотранс ДВ» выяснилось, что у нее нет мусороуборочной техники и людей, способных работать в этой сфере, что не являлось нарушением контрактных обязательств. В конкурсной документации вообще не было условий о наличии машин и персонала, требования ограничивались необходимостью получить лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации мусора и отсутствием долгов и судимости у руководителей.

В условиях отсутствия техники и персонала «Хабавтотранс ДВ» начал поиск подрядчиков и в начале 2022 года нашел еще две самарские компании. При этом лоты на конкурс выкладывались в конце декабря 2021 года, а подведение итогов происходило сразу после праздников, что не давало местным предпринимателям времени на подготовку необходимых документов. В условия аукциона также была внесена обязанность участников получать банковские гарантии на десятки миллионов рублей, что отрезало хабаровские предприятия от возможности бороться за победу в конкурсе.

Хочется напомнить, что победа иногородних компаний бьет по бюджету края, потому что налоги самарцы будут платить в своем регионе по месту регистрации.

Удивительно, но и у этих двух самарских компаний также не оказалось специализированной техники. Как отмечают хабаровские предприниматели, позже им стали поступать предложения вывозить отходы, но по такому тарифу, при котором работать придется себе в убыток. Заниматься таким бизнесом местные предприятия не захотели, а потому от этого предложения отказались.

С 1 июля новый региональный мусорный оператор начал работу в Хабаровске, и в соцсетях тут же появилась масса фотографий переполненных зловонных мусорных баков в разных районах города. Жители возмущены из-за свалок у своих домов и считают решение о заключении контракта с «Хабавтотранс ДВ» опрометчивым.

«Мы ждали, что работа регоператора будет плодотворной и качественной, но сейчас результаты пугают», – говорит Олег Губарец, экологический инспектор в сфере охраны окружающей среды и природопользования Федеральной службы Росприроднадзора, чьи слова приводит ресурс dvnovosti.ru.

Еще одна особенность проведенного конкурса – отсутствие обязательств по сортировке мусора. То есть отходы так и будут вывозить на полигоны, продолжая наносить вред экологии Хабаровского края.

«Мы как общественные экологические инспекторы будем наблюдать за ситуацией, отслеживать, держать на контроле. Уже ведем статистику об экологическом вреде, стихийных свалках, полигонах. В ближайший месяц или два дадим оценку деятельности по исполнению федерального проекта мусорной реформы и национального проекта «Экология», – добавил Олег Губарец.

Генеральный директор ООО «УК «Паритет» Юлия Протасевич говорит, что с первых же дней наблюдаются серьезные сбои в работе по вывозу ТКО. «Но наше мнение, что так или иначе работа регионального оператора в Хабаровске будет налажена. Вопрос только в том, сколько времени для этого понадобится», – добавляет Протасевич.

Председатель регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА в Хабаровске Максим Траханов говорит, что с проблемой вывоза ТКО столкнулись не только хабаровчане, но и жители Хабаровского муниципального района, в том числе в селах Матвеевка и Воронежское.

«Муниципальный район не попадает в зону ответственности регоператора. Раньше вывоз мусора на этих территориях обеспечивали крупные предприятия, работавшие в основном в Хабаровске. В связи с появлением регионального оператора им стало невыгодно выпускать технику на удалённые маршруты, и они попросту не смогли исполнять взятые на себя обязательства. Управляющим компаниям пришлось экстренно заключать договоры с другими поставщиками услуг по вывозу ТКО, в некоторых случаях стоимость за эти услуги оказалась выше, хоть и незначительно. Хотелось бы отметить, что Администрация муниципального района проявила активность в урегулировании сложившейся ситуации», – рассказывает Траханов.

В региональное отделение ПАРТИИ ДЕЛА поступает множество обращений граждан, обеспокоенных сложившейся ситуацией. Горожане вполне допускают, что новый регоператор может не справиться с взятыми на себя обязательствами из-за отсутствия у него достаточного количества техники и штатного персонала. В крае был подобный опыт, когда в 2020 году предыдущий регоператор ушёл с рынка, даже не успев заключить договоры с управляющими компаниями.

«Мы, в свою очередь, постоянно мониторим ситуацию, через связь с УК и, если увидим, что работу по вывозу ТКО наладить не смогут, или проблема начнёт приобретать затяжной характер, будем реагировать», – говорит Траханов.

Время покажет, сможет ли новый региональный оператор наладить работу в Хабаровске, и уговорят ли самарцы местных предпринимателей трудиться за копейки.

Следующая новость
Импортозамещение сельскохозяйственной техники и пищевого оборудования: реальность и перспективы