Насколько мир зависит от российской продукции?
Вслед за решением не поставлять свои товары в Россию некоторые государства начали отказываться и от продукции, произведённой у нас
Однако такая политика, по мнению экспертов, создаст большие проблемы самим инициаторам санкций. Для жителей этих стран подорожают электричество, отопление, еда и многое другое.
США на прошлой неделе запретили ввоз нефти и газа из России, дав ещё один повод подрасти мировым ценам на чёрное золото. Простые американцы быстро ощутили на себе последствие этого роста — на заправках в Калифорнии литр бензина тут же подорожал до рекордных 1,44 долл.
Впрочем, для Штатов Россия — не главный поставщик энергоресурсов. Куда больше от них зависит Европа. По данным Еврокомиссии, в 2021 г. из РФ приходило 27% всей покупаемой странами ЕС нефти, 45% газа и 46% угля. Если Евросоюз откажется от наших энергоносителей, последствия для него будут катастрофическими.
Ещё одно богатство России — металл. Здесь уже возникли проблемы — компания «Северсталь» остановила поставки в ЕС после того, как под санкции попал её основной владелец Алексей Мордашов. Для Европы это минус 2,5 млн тонн металлопродукции в год.
Но сложнее всего западным государствам будет обойтись без российских цветных металлов. Наша страна — крупный производитель алюминия и в прошлом году отправила на экспорт 3,5 млн тонн. В случае прекращения поставок пострадают многие отрасли.
«Алюминий используется для производства транспорта — от самолётов до лодок. В Америке из его сплавов делают даже автобусы и железнодорожные вагоны, — рассказывает аналитик Алексей Калачев. — Также алюминий — это строительные конструкции, например облицовочные панели. Плюс линии электропередачи и, конечно же, упаковка — банки для напитков. Доля России в мировом производстве алюминия 6–7%, и это немало. Вспомним, как в 2018 г. США объявили санкции против компании „Русал“, но так их и не применили. Думаю, сейчас против „Русала“ да и „Норникеля“ санкции вводить не будут».
«Норникель» — крупнейший производитель высокосортного никеля. Его доля — не менее 20% от всех мировых поставок. Основная часть этого металла идёт на изготовление нержавеющей стали и аккумуляторных батарей. Ещё выше (до 45%) доля РФ в производстве палладия. Здесь нашу продукцию вообще невозможно ничем заметить. А без палладия возникнут проблемы с производством катализаторов для автомобилей.
Также Россия — один из крупнейших экспортёров титана. В мировой аэрокосмической промышленности наши поставки составляют 30%, сообщил Алексей Калачев. Наша страна обеспечивала титаном на 40% компанию Boeing и на 60% — Airbus.
«Цветные металлы уже поднялись в цене на 30%, и если будут ограничения в поставках из России, то возможны колебания ещё на 20–30%, — предупреждает эксперт. — Достаточно посмотреть, что было с никелем 8 марта, когда за один день он взлетел в цене на 80% — до 100 тыс. долл. за тонну. А если поднимутся цены на металлы, вырастет себестоимость разных товаров, ускорится инфляция. К тому же цветные металлы используются для производства аккумуляторных батарей, солнечных панелей, то есть для альтернативной энергетики. Так что весь зелёный энергопереход может замедлиться».
Поставки из России тормозятся и тем, что стало проблематично перевезти российскую продукцию в другие страны. Так из-за саботажа ряда иностранных логистических компаний российские удобрения не доходят до покупателей. «Это создаёт очевидные риски неурожая и, как следствие, нехватки продовольствия для стран Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии — ведь заместить удобрения из РФ сегодня либо крайне сложно, либо вообще невозможно», — предупредили в Минпромторге, рекомендовав отечественным производителям удобрений приостановить отгрузку продукции на экспорт.
В допандемийном 2019 г. Россия была второй в мире по производству минеральных удобрений с долей 13%. По некоторым видам доля нашей страны куда выше. Например, вместе с соседней Белоруссией мы производим 40% всех калийных удобрений.
Роль России на продовольственном рынке не ограничивается удобрениями. Например, на Россию и Украину совокупно приходится 80% мирового экспорта подсолнечного масла. Также наша страна обеспечивает до 20% мировых поставок пшеницы. Член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА, основатель интернет-проекта «Сельский час» Игорь Абакумов напоминает, что было в 2010 г., когда Россия была вынуждена прекратить экспорт зерна. Тунис, который на тот момент закупал много зерна у нашей страны, не сразу смог найти других поставщиков. В результате местное население вышло протестовать на улицы, поскольку не из чего было печь лепёшки.
«Сейчас такая ситуация вряд ли повторится, поскольку большинство стран предпочитает покупать зерно в нескольких местах, — отмечает эксперт. — Однако если убрать с мирового рынка всю нашу пшеницу, цены наверняка пойдут вверх — как минимум на 10–15%. А ведь сейчас биржевая цена на зерно в мире и так уже скачет, в отдельные моменты поднимаясь до 900 долл. за тонну — это сумасшедшие деньги».
Тем временем в условиях западных санкций в выигрыше оказались соседи из КНР. Китай недавно открыл возможность экспорта зерна для всех регионов России. Поэтому наши аграрники сейчас спешно открывают счета в китайских банках и переходят в юань, рассказал Абакумов.
Сильнее всего возможный отказ от российской продукции ударит по Европе. «Представьте, что будет с Германией, если она вместо российского газа за 200 долл. за 1 тыс. кубов будет покупать американский СПГ по 2,5 тыс. долл., — отмечает профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин. — Европейские страны покупали наше сырьё очень дёшево. Если они от него откажутся, оно пойдёт в Восточную Азию, в тот же Китай, который получит дополнительное преимущество при производстве товаров — они будут дешевле за счёт недорогого российского сырья. А европейские товары, напротив, будут дорожать, и спрос на них на мировом рынке будет снижаться».
В настоящее время, по словам экономиста, в мире есть три экономических центра: США с Канадой и Мексикой, Европа, а также Китай с Японией и Южной Кореей. «Санкциями против России США на самом деле разрушают европейский рынок, — отметил он. — Их задача — прихлопнуть евро. Европейский экономический центр уничтожается, и остаются лишь два полюса экономического роста, чего Вашингтон и добивается».
Подробнее читайте на сайте «АиФ»