«Нельзя стремиться жить, как прежде»: Константин Бабкин рассказал о новых вызовах для экономики
Что будет с ценами, надо ли их регулировать, и можем ли мы рассчитывать на свое сельское хозяйство
На этой неделе состоялось совместное заседание Совета Торгово-промышленной палаты России по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и Комитета ТПП России по развитию агропромышленного комплекса. Участники встречи обсуждали проблемы отечественного промсектора и сельского хозяйства в условиях очередного кризиса. О том, как выжить российским сельхозпроизводителям, как использовать случившиеся потрясения в свою пользу, сделав из лимона лимонад, и можно ли рассчитывать на импортозамещение в этой сфере – «Блокнот» побеседовал с лидером ПАРТИИ ДЕЛА, председателем Совета ТПП РФ по промышленному развитиюи конкурентоспособности экономики России Константином Бабкиным.
– Константин Анатольевич, сельское хозяйство и продовольственная отрасль в целом столкнулись с беспрецедентными вызовами на фоне нынешнего санкционного давления? Насколько мы были готовы к такому развитию событий?
– Подготовлены были, конечно, не в полной мере, для многих ситуация оказалась тяжелой, прежде всего, потому, что оборвались торговые цепочки, давно отстроенные логистические связи. Да и в целом мы все оказались в сложной эмоциональной обстановке. Есть ли рецепты выживания? Есть. Наступивший кризис необходимо использовать для изменения стратегий, чтобы запустить развитие экономики. Мы презентовали наши рекомендации в Торгово-промышленной палате. Уверен, что надо превращать сельское хозяйство в локомотив экономики, давать ему зеленый свет и при этом повышать доступность продовольствия для наших граждан.– Это возможно?– Конечно! Необходимо дать крестьянам возможность зарабатывать деньги, производя продовольствие. В первую очередь следует снизить налоговую нагрузку. Смотрите, IT-отрасль недавно на фоне кризиса получила у нас множество послаблений и преференций. Мы считаем возможным распространить подобный опыт и на агропромышленный комплекс. Также нельзя ограничивать сбыт продовольствия…
– Многие производители жалуются как раз на то, что попасть на полки в крупные торговые сети по-прежнему трудно...
– Увы, такая проблема есть. Хотя сейчас стало легче – многие иностранные производители ушли, конкуренция несколько ослабла. Но я считаю неправильным шагом ограничение экспорта зерна и подсолнечных семян. Почему? Россия производит 130 миллионов тонн зерна, потребляет 90 миллионов. Получается, что 40 миллионов тонн надо экспортировать, а экспортировать нельзя. Вот крестьяне сейчас и думают: значит, мы должны сеять меньше, чем в прошлом году, вкладывать в развитие тоже меньше? Ведь иначе 40 миллионов тонн зерна сгниют, мы не сможем их продать, на выходе получим огромные убытки. Поэтому уверен, что такие запреты – неправильный сигнал в отношении сельского хозяйства. Возможно, таким образом хотели наказать Запад, а также снизить цены на продовольствие в стране. Однако, думаю, это неверная логика: сбивая оптовые цены, правительство тем самым тормозит экономику, снижает заработки и плодит количество бедных людей в стране. Бедный человек начинает экономить на продовольствии, и оно становится еще менее доступным. Порочный круг. Боюсь, подобные меры побудят крестьян меньше сеять, сажать и выращивать. А это уже контрпродуктивно.
– Представители АПК неустанно говорят о необходимости льготного кредитования. Это спасательный круг для российского сельского хозяйства?
– Проблема кредитования стоит крайне остро. Надо понимать, что кредиты в России сегодня стоят 25 процентов годовых. Однако такой рентабельности сегодня нет ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности. Политика Центрального банка подавляет экономическую активность много лет подряд, а в этом году – особенно. Речь, в частности, идет о запредельном уровне ключевой ставки. Кредиты оказались для крестьян недоступными, они очень дорогие. Льготные кредиты выдаются избирательно, это скорее полумера.
– Нынешний кризис вновь вывел в повестку тему продовольственных карточек для малоимущих. Константин Анатольевич, как лично вы относитесь к этому инструменту?
– Я думаю, что это правильный инструмент, давно назрело его введение. Не секрет, что многие люди в России сегодня экономят на продовольствии, понятно, что их надо поддерживать адресно. Понятно, что эти карточки позволят правительству оказывать такую поддержку. Это более эффективная мера, чем просто сбивать цены на продукцию всего сельского хозяйства.– А госрегулирование цен – это решение или имитация? Ведь побочные эффекты такого шага хорошо известны…
– Это абсолютно неэффективно. Открывать отдельные магазины или торговые сети с низкими ценами я бы не стал, непонятно, как это должно работать. Кто туда должен ходить: кто хочет или только малоимущие? Как дифференцировать? Директивное регулирование цен в современных цен видится просто неправильным решением.
– Наступивший кризис – это кризис технологий. Верите ли вы в возможность полноценного импортозамещения?– Проблем возникло много, но почти все они решаемы. Верю ли я, что мы воспользуемся сложившейся ситуацией, чтобы поднять свою экономику и производство? Возможность такая есть, но я не вижу достаточных усилий правительства. Можно опять же вспомнить повышение ключевой ставки, а также то, что налоги у нас не снижаются. Правительство не регулирует цены на электричество, металл, топливо – они по-прежнему дороже, чем во многих странах мира. Российские производители сейчас в больших раздумьях: а стоит ли сейчас инвестировать, брать кредиты. Ведь есть риск того, что нынешняя волна схлынет, и правительство будет стремиться жить как прежде, жить в прежней парадигме. А она – подавляет российских производителей. То есть у бизнеса есть стойкое ощущение, что стратегически ничего не поменялось. Это создает риски того, что шанс на развитие промышленности и АПК будет в очередной раз упущен. Лично я боюсь этого.
– Константин Анатольевич, сейчас активно обсуждается возможное исключение России из Всемирной торговой организации (ВТО). Для нас является принципиальным членство в этой структуре?
– Россию в свое время фактически втянули в ВТО те силы, которые не рассматривают Россию как отдельную экономическую ценность, считают нашу страну всего лишь придатком других стран. При вступлении в ВТО на нашу страну были наложены серьезные ограничения, в том числе в части поддержки сельского хозяйства. В итоге по многим позициям наши производители товаров оказались в условиях неравной конкуренции. Вступление России в ВТО было попыткой закрепить сырьевой статус нашей страны, однако это не в полной мере удалось. Полагаю, что сегодня не надо обращать особого внимания на условия членства России в организации. Уверен, нужно проводить самостоятельную разумную политику, нацеленную на развитие собственного несырьевого производства.
Источник: Блокнот