Новая формация энергорынков: фиаско «зелёной экономики» на Западе и конец «сырьевой» в России?
О том, что мир не будет прежним, говорят уже два года, а с февраля — уверенно и на самом высоком уровне
В России предрекают конец глобализма США, в Штатах же ждут поражения России и «делят мир» надвое с Китаем. Что будет на самом деле, сказать пока сложно, но уже совершенно ясно, что неизбежные перемены ждут энергорынки. И если ещё недавно весь цивилизованный мир грезил «зелёной экономикой», то теперь занят попытками установить «потолки цен» на углеводородное топливо, которое, даже по сниженной цене, видимо, никуда не денется в ближайшие годы, не говоря уже о том, что уголь снова в большом ходу. Возвращается ли мир к допотопным картелям, и утрачивает ли Россия статут сырьевой державы.
По одному из самых негативных сценариев, за попыткой стран Запада ввести «потолок цен» для нефти из России стоит коварный план по созданию картеля покупателей. В пику картелям-продавцам, чем, собственно, и является ОПЕК+, по сути. ОПЕК в октябре 1973 года смогла нанести Западу очень сильный удар, когда подняла цены на нефть в несколько раз в знак протеста Войны судного дня Израиля против Египта и Сирии, тогда для Запада начался достаточно чувствительный кризис 1973-1975 годов. Но это был картель продавцов. А возможно ли создать картель покупателей?
Сегодня такой шаг предпринят – цены на российскую нефть сдерживают, запрещая ее перевозку, вводя запрет на страхование танкерных перевозок, если она превышает установленные потолки, которые намерены потихоньку снижать. Естественный порядок вещей диктует традиционные правила для экономики: когда нефть в дефиците, то картель создают продавцы, если сырья много — покупатели.
За этими устремлениями Запада кроется тот самый «секрет Полишинеля»: 30 лет коту под хвост, «зеленая экономика» потерпела неудачу. Нездоровая концентрация Европы на возобновляемых источниках энергии привела к дефициту средств для развития классической энергетики. Член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, футуролог Максим Калашников подтверждает, что «зеленая энергетика» — мертворожденное дитя либеральной идеологии.
«Запад проспал добрых 30 лет, потратил их на то, чтобы найти замену нефти. Солнечная, ветровая и прочая энергия — дорогая, неустойчивая, она требует дотаций и подстраховки привычной энергетикой, тяжелой, традиционной. Найти энергию так называемого холодного термоядерного синтеза Запад не смог. Никакого топлива из воды он тоже не создал, — говорит Калашников. — Водородная энергетика в версии, которую исповедует Запад — это ерунда, поскольку на то, чтобы разложить воду и добыть из нее водород, ты потратишь больше энергии, чем получишь на выходе».