Опечатка в политической системе. Верховный суд приостановил на два месяца деятельность «Партии Дела»
Верховный суд удовлетворил иск Минюста о приостановке деятельности «Партии Дела» сроком на два месяца
Это решение стало промежуточным в целой юридической эпопее, которая длится уже более полугода. Началась она из-за банальной технической опечатки, с которой знаком каждый человек, который хоть раз в жизни что-то набрал на клавиатуре компьютера. Казалось бы – какая мелочь, но не в случае с Ея величеством российской бюрократией. В нашей запутанной юридической системе при наличии желающих отличиться чиновников, вооружённых неизменными «не велено» и «не положено», любая мелочь может обернуться проблемами.
Каждодневная рутинная работа «Партии Дела» сотрудниками Министерства юстиции всегда изучалась с особым пристрастием. Только за 2023 год они провели 53 проверки региональных отделений и одну федеральную. По её итогам было вынесено предупреждение с требованием устранить небольшие нарушения, переизбрать рабочие органы и внести изменения в устав до 1 сентября 2023 года. Для этого за два месяца был подготовлен и проведён VII Съезд, на который были приглашены и представители Минюста, но они не явились. Были переизбраны руководящие органы, все замечания контролирующего органа приняты без обсуждений, нарушения устранены. Партия уведомила контрольный орган официальным письмом, что предупреждение выполнено и приложила подтверждающие документы. Казалось бы, всё, конец истории, и можно дальше заниматься текущей работой: готовится к выборам, реализовывать многочисленные социальные проекты в регионах и другими важными делами. Тем более, что ответа от Минюста не поступило, что, по закону, свидетельствует об отсутствии претензий.
Однако спустя два месяца на почту пришёл иск с требованием приостановить деятельность Партии. И выяснилось, что основная претензия – к технической опечатке при оформлении протокола, в связи с чем якобы был нарушен порядок созыва проведения VII Съезда. Любой здравомыслящий человек скажет – ну это же просто опечатка, формальная неточность, которая не может влиять ни на порядок рассмотрения вопросов, ни тем более являться причиной признания недействительными решений Съезда. Но только не для Министерства юстиции, которое поставило себе цель во что бы то ни стало приостановить работу Партии. Иного варианта развития событий сотрудники этого органа не видят, о чём прямо заявили на вопрос судьи: а как, собственно говоря, теперь быть «Партии Дела»? Последовал невнятный ответ, что, дескать, они не знают и знать не обязаны, потому что только приостанавливают, а что дальше – это не в их компетенции и вообще взятки гладки.
Работники Минюста не прокомментировали и тот факт, что «юридически ничтожный», по их мнению, Федеральный Совет Партии выдвинул кандидата для участия в муниципальных выборах в Мордовии. Он был зарегистрирован и федеральным Минюстом и республиканским! Получается, в состоявшихся выборах граждане голосовали за человека, который не имел права баллотироваться? Весь здравый смысл, контраргументы и логика отбивались фразами: «Не знаем. Пояснить нечего. Это не имеет отношения к делу». Эти слова на протяжении четырёхчасового судебного заседания прозвучали несколько десятков раз.
Юристы Партии пытались доказать, казалось бы, очевидное: эти килограммы исписанной бумаги, прения, мнения сторон, масса потраченного времени всеми участниками – это всё из-за простой не влияющей ни на что опечатки! Более того, есть позиция Конституционного Суда Российской Федерации, которая прямо говорит: «сами по себе неточности, в частности, языковые ошибки, юридико-технические дефекты, обнаруженные регистрирующими органами в документах, представленных политической партией в процессе государственной регистрации, не могут служить безусловным основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. Регистрирующие органы, будучи связаны в своей деятельности вытекающими из Конституции Российской Федерации требованиями верховенства права, правовой справедливости и равенства всех перед законом, а также признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности при принятии в отношении политической партии решений, в том числе касающихся её государственной регистрации, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания применения конкретной меры, учитывать все обстоятельства дела, включая характер допущенных нарушений. Поэтому, приостановление деятельности «Партии Дела» из-за подобного «юридико-технического дефекта» – это шаг несоразмерный выявленным нарушениям, чрезмерный и недопустимый.
«Очевидно, что процесс был политизированным, хотя судья попытался «снизить градус». Но негативная тенденция в отношении Партии ясно просматривалась: была отклонена часть ходатайств от юристов «Партии Дела» связанных с истребованием доказательств. У Минюста спросили, как можно решить эту проблему, а у Партии не спросили. И самое главное – из хода процесса непонятно, какая будет мотивировочная часть решения. В ней, по идее, суд должен указать, как Партии исправлять те нарушения, которые, по мнению административного истца, привели к приостановке её деятельности. Это краеугольный камень всей проблемы, но никаких намёков на решение в рамках процесса мы не услышали», — сказал политический юрист Гарегин Митин.
После заседания Секретарь Федерального Совета «Партии Дела» Алексей Лапушкин в разговоре с журналистами привёл и исторические параллели.
«Сегодня в день рождения Владимира Ильича Ленина мы наблюдаем революцию в правоприменении. В ходе всего процесса вы видели, что все претензии Министерства юстиции строятся на опечатке, допущенной при оформлении протокола Федерального Совета о назначении Съезда, на котором были избраны руководящие органы Партии», — заявил политик и добавил, что по результатам проверки все решения Федерального Совета Партии были признаны ведомством действительными и соответствующими законодательству. Более того, закон запрещает Министерству юстиции на основании собственных предположений оспаривать решения политической партии. При этом члены Федерального Совета и члены Партии, которые по гражданскому законодательству вправе оспорить и признать недействительными решения руководящих органов, полностью поддерживают принятые решения.
«Напрашивается вопрос, зачем Министерство юстиции, используя не имеющую правового значения опечатку в протоколе Федерального Совета полуторагодовой давности, найденную уже после проведения проверки, пытается приостановить деятельность Партии, поддерживающей Президента и последовательно, с момента своего создания, отстаивающей идеи экономического суверенитета и импортозамещения. Мы считаем иск Министерства юстиции элементом давления на Партию и будем обжаловать сегодняшнее решение», — резюмировал Алексей Лапушкин.
Политолог Александр Кынев согласен, что вопрос с «Партией Дела» лежит не в юридической плоскости. Он считает, что это – системное и явно идущее из центра подавление.
«Не исключаю, что имеет место быть личная история, связанная с тем, что кого-то влиятельного раздражает лидер политического объединения Константин Бабкин, его деятельность или позиция. Нельзя исключать, что Партия слишком много отнимает голосов в первую очередь у «нужных» и поэтому мешает. В любом случае, всё станет ясно уже в ближайшее время», — отмечает он.
«Партия Дела» действительно стала очень заметным политическим явлением, подчёркивает журналист Дмитрий Борисенко. Она набирала обороты, шла очень уверенно и предлагала востребованные идеи развития внутреннего несырьевого производства.
«По этим причинам решение суда было предсказуемым. Приостановить хотели раньше, но этому помешала президентская выборная кампания. Ну вот сейчас эти замыслы реализовали. Известно, что Партия не была детищем какой-либо из «башен Кремля», потому что в противном случае подобного не произошло бы. Со временем «Партия Дела» составила бы очень серьёзную конкуренцию многим парламентским партиям, это очевидно. Давайте посмотрим на то, что вменялось в вину этой политической силе. На сайте Партии лидера Константина Бабкина назвали лидером, а не председателем. Ну что это за претензия? Смешно же. Никто не называл покойного Жириновского лидером ЛДПР или Дмитрия Медведева лидером «Единой России»? Так что юридическая казуистика в России стала действенным оружием для сведения счётов с политическими оппонентами», — считает он.
Особенное удивление экспертов вызывает факт, что это происходит именно сейчас, ведь «Партия Дела» известна последовательной позицией по отстаиванию идей импортозамещения и экономического суверенитета. Страна взяла такой курс, и всё больше людей хотят видеть Россию сильной и самодостаточной. Именно патриотично настроенных граждан, промышленников и аграриев, объединяет «Партия Дела», став центром генерации экономических решений, которые не нравятся либералам-западникам.
Партия намерена обжаловать решение о приостановке деятельности в Апелляционной коллегии Верховного суда и хочется верить, что её члены и сторонники получат возможность продолжить политическую работу.
Источник: Блокнот