Победительница конкурса «Люди Дела – Северная Осетия» Аниса Кужонова: я знаю каждую строчку, каждую пуговицу в наших изделиях - Партия Дела
Присоединиться

Возникают мысли: «А вдруг не получится?» Но если ты горишь своим делом и постоянно совершенствуешься, то успех непременно придет. О том, как открыть собственный бизнес с нуля и занять лидирующие позиции в регионе, мы поговорили с победительницей конкурса ПАРТИИ ДЕЛА «Люди Дела – Северная Осетия» – основательницей ателье «Clever» Анисой Кужоновой. 

– Аниса, расскажите, как родилась идея открыть свое ателье?

– Начинала я в 2010 году, будучи еще студенткой. Окончив очную форму обучения в швейном лицее, поступила на заочную форму в университет. Первую швейную машинку мне подарила мама, когда я начинала свой трудовой путь. Это было первое вложение в бизнес.

Уже в университете у меня появилась идея – открыть свое дело. Сначала я работала в «найме», пыталась найти место, которое бы меня устроило. В итоге поняла, что подходящего места нет и решила рискнуть. В 2010 году мы с напарницей открыли свое первое ателье, у него даже не было названия. Занимались легкими переделками, изредка пошивом. Начинали на полном энтузиазме – у нас не было профессионального оборудования, большого количества фурнитуры. Мы себя по кусочкам годами собирали.

С напарницей мы проработали несколько лет, потом наши пути разошлись. А в 2014 году под моим руководством появилось дизайнерское ателье «Clever». Потихоньку стало увеличиваться количество услуг, улучшаться их качество. Сегодня ателье предоставляет услуги по пошиву и ремонту одежды, также мы изготавливаем уникальные подарки с помощью машинной вышивки. Вскоре запустим новое направление под нашим брендом – браслеты из натуральных камней, которые подбираются индивидуально по знаку зодиака.

 

– Сколько человек сегодня работает в ателье?

– На данный момент у нас есть небольшая команда из пяти человек, где каждый занимается своим делом. Время на месте не стоит, технологии прогрессируют, методики обработки улучшаются. Поэтому мы с командой стараемся совершенствоваться и постоянно обучаться чему-то новому.

– Вы работаете в Северной Осетии, популярны ли такие услуги в вашем регионе? Большая ли конкуренция?

– Сейчас такое время, что конкуренция действительно большая: чуть ли не каждый второй человек пытается открыть свой бренд. Но так как мы с 2010 года зарекомендовали себя и свое качество, в этой конкурентной сфере мы лидеры. Если человек из нашего региона ищет ателье в поисковике, мы высвечиваемся в числе первых.

– Одним из самых надежных способов рекламы является так называемое «сарафанное радио», но современные технологии не стоят на месте. Какие способы продвижения Вы используете?

– Я проходила обучение по продвижению, поэтому на данный момент нас можно найти везде: Яндекс, Google, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, и т.д. Абсолютно на всех площадках с нами можно связаться.

Конечно, помимо такого «цифрового радио» работает и традиционное «сарафанное радио», нетворкинг, – без этого никуда. Я бы даже сказала, что этот способ основной. Большой процент людей приходят и говорят: «Нам вас посоветовали». Люди рекомендуют нас из-за качества работы, и мы понимаем, что движемся в правильном направлении.

 

– Сегодня малому бизнесу приходится нелегко, как Вы можете охарактеризовать его положение в регионе?

– Наш регион развивается, и нам с этим хорошо помогает государство: часто проходят бизнес-форумы, встречи, коуч-сессии. Также проводятся мероприятия по маркетингу, франчайзингу – тем сферам, что идут в ногу со временем. На данный момент в регионе это очень доступно. К сожалению, не многие люди пользуются такими опциями. Однако воспользоваться государственной программой – отличный шанс для начинающего предпринимателя. Ту же рекламу, чтобы тебя узнали, нужно запускать правильно – знать, где, как это делать, и у нас часто проводятся подобные семинары – это очень интересно.

– Пандемия коронавируса сильно ударила по предпринимателям. А как Вы пережили локдауны и последовавшие ковидные ограничения?

– За все годы нашего существования это был самый тяжелый период. Мы приостанавливали свою деятельность и не работали больше полутора месяцев, но при этом нас никто не освобождал ни от налоговых платежей, ни от платежей аренды, так как послабления не распространялись на коммерческую недвижимость. Так получилось, что наш бизнес не попал под меры поддержки ни на региональном, ни на федеральном уровне. Было, конечно, очень тяжело. Первое время мы еще держались, но в итоге нам пришлось закрыться. В июне 2020 года я подала заявление о прекращении деятельности, потому что было тяжело выплачивать аренду, не работая.

– Как удалось вернуться к работе?

– После прекращения работы прошло еще несколько месяцев, и мы возродили наше предприятие, причем с помощью государственной программы по поддержке малоимущих семей. На тот момент, с учетом закрытия бизнеса, я как раз попадала под эту категорию. В рамках программы на запуск своего бизнеса выделялось 250 тысяч рублей. Это был отличный шанс! Я составила бизнес-план и, так как у меня уже была почва под ногами и знания, как открыть ателье, без проблем получила эту поддержку.

– У многих есть стереотип, что подобные программы вообще не работают. Но Ваш пример говорит об обратном.

– До того момента я никогда не участвовала в программах, связанных с поддержкой предпринимателей. И у меня тоже был такой стереотип. Особенно учитывая нашу специфику, думала, что все решают «связи». Но это совершенно не так. Слухи слухами, но когда ты сам видишь ситуацию изнутри, понимаешь, что действительно поддержка выделяется справедливо. Если ты достоин, и в твоем проекте видят потенциал, то ты получишь грант. И если ты на самом деле дорожишь своим проектом, именем и репутацией, рассчитываешь деньги под свой проект, а не планируешь их растранжирить – то у тебя не возникнет никаких проблем с тем, чтобы за все отчитаться.

 

– Есть такое утверждение, что малый бизнес всегда хочет стать средним, средний крупным, а крупный захватить всю Россию, а потом весь мир. А какой у вас план покорения республики, России и мира может быть?

– Грандиозных планов на весь мир у меня нет [смеется. – Прим. ред.]. Но хотелось бы с годами расти, развиваться. Хочется превратиться в полноценную компанию – ООО, чтобы это было уже серьезное предприятие, на котором работают большое количество человек. Еще хотелось бы запустить франшизу, перенести наш опыт на другие регионы. Но для этого надо быть уверенным, что во всех ателье под нашим именем будет такое же качество, как у нас, как минимум не хуже. Я этим очень сильно дорожу.

Но пока есть большая проблема в регионе, и не только в нашем – это кадры. С этой проблемой столкнулись абсолютно все в нашем швейном деле. Меня уже посещали мысли о том, чтобы искать сотрудников в Иваново, там находятся лучшие учебные заведения легкой промышленности в стране.

 

– Аниса, хочу поздравить Вас с победой в проекте «Люди Дела – Северная Осетия». Расскажите, как проходил конкурс?

– Все началось со звонка моей знакомой – Карины Габараевой, она рассказала про проект и предложила в нем поучаствовать – снять интервью, где я бы рассказала о своем бизнесе. Я сразу же согласилась. Каждое интервью для меня – это что-то очень откровенное, где я могу выразить себя, рассказать свою историю, как я, будучи молоденькой 19-летней девочкой без связей и опыта, открыла ателье [смеется. – Прим. ред.]. Всегда об этом рассказываю с восторгом и ставлю себя в пример начинающим предпринимателям, потому что смогла запустить бизнес без связей, опыта и стартового капитала. Главное – не бояться, а действовать. По итогам оказалось, что я в числе 26 участников, отобранных для гослования.

– Как прошел финал? Вы думали, что можете победить?

– День окончания голосования пришелся на мой день рождения. Я никогда не выигрывала в подобных конкурсах. И всегда расстраивалась, когда узнавала о подобном формате. Обычно в таких конкурсах побеждают те, у кого большая семья, много друзей и знакомых – есть кому поддержать, проголосовать. На победу в конкурсе от ПАРТИИ ДЕЛА я не особо рассчитывала.

Когда мы уже оказались в зале, один из участников, мой хороший знакомый Марат Гурциев, перед церемонией награждения повернулся ко мне и сказал: «Поздравляю». Я спросила, с чем он меня поздравляет. Он указал на кубки, на одном из них было написано мое имя. У меня так забилось сердце. Я вообще этого не ожидала.

И вот начинается награждение. Объявляют третье место – не я, а про себя думаю: «Хоть бы не второе» [смеется. – Прим. ред.]. Второе место – и снова не я. Вот тут стало понятно, что это был кубок за первое место. У меня хлынули слезы. Пока шла за наградой, пыталась собрать свои эмоции в кулак и успокоиться. Для меня это был огромный подарок на день рождения. Я была потрясена.

Особенно ценно, что за меня голосовали мои заказчики. Это они поддержали меня, благодаря их инициативности я победила. Я искренне благодарна каждому поддержавшему меня человеку. Меня это очень сильно мотивирует. Значит, мы все делаем правильно!

– Скажите, «люди дела» – какие они? Что их отличает?

– Это люди, которые живут своим делом. Я сужу по себе. Для меня ателье – это мой ребенок, я знаю каждый процесс, каждую технологию, все пропускаю через себя. Если продолжать аналогию с ребенком, то были и бессонные ночи, и слезы радости, и сильные переживания, но это родное для меня дело, мое дело.

– Могли бы Вы дать совет человеку, который хочет открыть бизнес, но боится. Как решиться на этот шаг?

– Я всегда говорю, что лучше что-то сделать и жалеть, чем жалеть о том, чего не сделал. Движение – это жизнь. На вопрос: «А что если не получится?» я отвечаю так: «А вдруг получится?» Вдруг из этого вырастет что-то грандиозное, что пока даже нельзя представить в своих мечтах. И пока вы не попробуете, об этом не узнаете. Верьте в себя и свои силы!

Фото: Кристина Цакоева

Фото с мероприятия: Кирилл Чеходаров

Следующая новость
Премия ComNews Awards за рекорд Ростсельмаш