Поможет ли отечественному АПК беспрецедентная господдержка? - Партия Дела
Присоединиться

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подтверждает готовность России и далее выполнять свои обязательства по экспорту зерновых, удобрений, энергоносителей, другой критически важной продукции.

 «Несмотря на беспрецедентный санкционный прессинг, продолжаем коммерческие поставки продовольствия по двусторонним каналам и оказание продовольственной помощи нуждающимся по линии Всемирной продовольственной программы», – добавила представитель МИД.

По сообщениям Министерства сельского хозяйства РФ, аграрии южных регионов, приступившие к уборке урожая, к 22 июня обмолотили посевы на 43,7 тыс. га, собрав 213,6 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур. Уборочные работы ведутся на полях Адыгеи, Крыма, Дагестана, Краснодарского и Ставропольского краев. Параллельно в отдельных регионах завершается яровой сев. Он проведен на 53,3 млн га против 51,8 млн га в 2021 году. Увеличились посевы сахарной свеклы, подсолнечника, рапса, сои и картофеля. Общая посевная площадь в текущем году должна вырасти на 0,9 млн га по сравнению с прошлым годом – до 81,3 млн га, напомнило ведомство. Как сообщалось, валовой сбор зерна в РФ в этом году может составить 130 млн тонн, в том числе 87 млн тонн пшеницы. В прошлом году было собрано 121,4 млн тонн зерна, в том числе 76,1 млн тонн пшеницы.

В интервью Российской газете заместитель министра сельского хозяйства Елена Фастова рассказала, что в 2023 году Минсельхоз планирует увеличить господдержку АПК на 124 млрд рублей.

В бюджете изначально было запланировано 355,5 млрд рублей по трем госпрограммам. Но на сегодняшний момент эта сумма уже увеличилась до 434 млрд рублей. Кроме того, президент озвучил решение, и уже утверждено распоряжение правительства о выделении еще 153 млрд рублей на льготное кредитование. Поэтому бюджет на развитие сельского хозяйства впервые в истории в этом году составит порядка 500 млрд рублей.

Наиболее востребовано льготное кредитование. Этот механизм в стране был запущен с 2017 года, и с каждым годом он набирал темпы. В 2018 году было выделено порядка 30 млрд рублей, в 2020 году порядка 62 млрд рублей. В 2021 году цифра по льготному кредитованию составляла уже 90 млрд рублей. В этом году первоначально было заложено на льготное кредитование 100 млрд рублей. Например, по коротким кредитам в прошлом году лимит составлял 13 млрд рублей, а сегодня – уже 43 млрд рублей, по инвестиционным кредитам лимит вырос с 3 млрд до 13,5 млрд рублей.

Сейчас идет процесс формирования бюджета на 2023-2025 годы, в рамках которого прорабатывается увеличение бюджета – на 2023 год речь идет об увеличении еще на 124 миллиарда рублей плюс к тем 375,9 млрд рублей, которые были заложены изначально. Поэтому в следующем году общий бюджет господдержки на АПК снова может превысить 500 млрд рублей.

Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, генеральный директор медиагруппы «Крестьянские ведомости» Игорь Абакумов приветствует решение увеличить господдержку сельхозпроизводителей и считает такие объемы выделяемых средств беспрецедентными. Аграрии нуждаются в этой помощи и рады вниманию со стороны государства.

Вместе с тем, солидные денежные потоки государственных денег доходят не до всех производителей сельскохозяйственной продукции. Раньше субсидирование агробизнеса производилось в соответствии с количеством гектаров обрабатываемых земель. Такая система применяется во всем мире, она удобна и понятна для производителей. Но с течением времени и увеличением посевных площадей было принято решение изменить систему поддержки на так называемые поддерживающие и стимулирующие субсидии для сельхозпроизводителей.

 «Поддерживающие субсидии идут в основном в виде льготных кредитов. Льготные кредиты финансируются государством, значительная часть этих денег переходит банкам и не идет на финансирование сельского хозяйства напрямую, как это было раньше с погектарной субсидией. Она идет через банки. Банк выдает кредиты, а государство процентную ставку компенсирует. В этом и есть суть нынешней поддержки, заключающаяся в поддержке банков в первую очередь», – говорит Абакумов.

Доступность льготных кредитных средств не для всех равная, кредитными ресурсами пользуются около 90% всех крупных товаропроизводителей, на всех этих ресурсов не хватает из-за лимитов у банков.

«В связи с этим менее 40% фермеров пользуются этим благом, остальным просто не достается. При этом третью часть всего зерна в стране производят именно фермеры», – подчеркивает эксперт.

«Стимулирующие и поддерживающие дотации очень запутанные и непонятные. Разобраться в этом может только крупный агрохолдинг, у которого есть юридическая служба и большая бухгалтерия. У фермера этого ничего нет. У него, если и есть бухгалтерия, то она на аутсорсинге, сводит дебет с кредитом и налоги платит», – говорит Абакумов.

Деньги поступают на счета Минсельхоза, который распределяет это по регионам, где местному правительству и региональному Заксобранию нужно принять свои постановления, предварительно подготовив документы и проведя их экспертизу. На все это уходит колоссальное количество времени, и только после публикации постановления в местной печати эти субсидии и дотации проходят. Но попасть в список на получение этих дотаций стоит времени, сил, а иногда и денег.

«Поэтому у нас всегда есть две цифры. Цифра, которую Минсельхоз переводит в регион, и цифра, которую регион передает производителю. При наличии реестра товаропроизводителей и понятной методики наделения их субсидиями для распределения средств не нужно участие Минсельхоза и Россельхозбанка. Для этого есть Федеральное казначейство, куда могли бы подаваться списки, и в течение суток деньги перечислялись бы всем сразу», – подчеркивает эксперт.

Игорь Абакумов напоминает, что сельхозпроизводителям необходимо соответствовать многим критериям для получения господдержки. У Минсельхоза существуют свои системы оценок, кому больше выделить средств, – кто больше сохранил посевных площадей и рабочих мест, тому побольше. В результате деньги получают те, кто в них не очень нуждается, – крупные хозяйства агробизнеса.

К тому же, введение экспортных пошлин на зерно снизило цены на внутреннем рынке. С точки зрения потребителей, мукомолов, пекарей это – благо, но в результате порядка 90 млрд рублей из села были изъяты. Их обещали вернуть, но потом было решено, что есть более нуждающиеся отрасли, и до самих производителей дошли незначительные средства.

«Сейчас система работает, можно отчитаться о хороших результатах, но фактически мы получаем не очень хороший результат. С точки зрения перспективы, когда крестьянин не чувствует прибыли от зернового производства, он начинает заниматься чем-то еще. Следующая посевная и следующий урожай под большим вопросом. Если к этой посевной подготовились предыдущей осенью, когда по старым ценам купили семена, средства защиты растений, удобрения, то что будет дальше не известно, потому что все очень выросло, а цена на зерно упала. Решать будет крестьянин, выгодно ему или нет», – говорит Абакумов.

В текущей ситуации эксперт не предполагает массового отказа от сельхозпроизводства, но предвидит возможность упрощения технологий. Если сейчас семена, технологии защиты растений, техника позволяют в любую погоду получать урожай, то в ближайшем будущем производители будут вынуждены на чем-то экономить – на пестицидах, семенах, породистом скоте, кто-то прокладки для молокопроводов купит у местного умельца или китайского производства, которые не смогут обеспечить нужное качество продукции.

Беспрецедентные по своим масштабам финансовые вливания в отрасль не могут не радовать сельхозпроизводителей. Хочется верить, что помощь будет оказана всем аграриям, ведь долгосрочные вызовы и требования времени диктуют необходимость новых подходов к развитию АПК, а стратегия развития отрасли предполагает ежегодные темпы роста выше, чем по экономике в целом.

Следующая новость
Уволить нельзя оставить