«Предотвратить экологическую катастрофу»: минприроды РФ просят воспрепятствовать затоплению шахт в Забайкалье
В местное отделение ПАРТИИ ДЕЛА обратились бывшие работники предприятия и обеспокоенные жители посёлка Вершино-Дарасунский
Жители посёлка Вершино-Дарасунский Забайкалья бьют тревогу – решение собственников о консервации золотоносных шахт «Дарасунского рудника» грозит экологической катастрофой и социальным взрывом в районе. Власти региона народ не слышат и меры принимать отказываются – в ответ на обращения приходят лишь стандартные «отписки». Люди, доведенные до отчаяния, готовы идти на крайние меры – объявить голодовку.
Секретарь Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Алексей Лапушкин направил письмо на имя министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова с просьбой лично вмешаться в ситуацию, связанную с консервацией шахт Дарасунского рудника в Тунгокоченском районе Забайкальского края. В местное отделение партии обратились бывшие работники предприятия и обеспокоенные жители посёлка Вершино-Дарасунский.
Летом текущего года компания Highland Gold объявила о приостановлении работ на Юго-Западном и Центральном участках шахт Дарасунского месторождения из-за экономической нецелесообразности добычи здесь золота. Было принято решение о «мокрой консервации» шахт – то есть фактически затоплению.
По словам бывшего сотрудника предприятия (на первом этапе в результате сокращений без работы остались 150 горняков) Константина Бурдинского, компания лишь заявляет о консервации, на деле же идёт преступное уничтожение шахт.
«О какой консервации идет речь, если разрушили все надшахтные сооружения, душевой комбинат снесли, разбирают коммуникации, по которым в шахту подавалась вода и воздух для проведения работ? Идёт полное уничтожение шахт. Потом, даже если государство само захочет возобновить здесь работу, никто не сможет всё это восстановить. Разрушение идет скоростными темпами, а руководство всем лжёт, рассказывая о консервации. Убеждены, всё это делается с одной целью – выжить людей отсюда и начать добывать золото открытым способом», – сказал он.
О невозможности в будущем возобновить работу шахт говорит и другой попавший под сокращение горняк – проходчик 6 разряда Виталий Шаншухэ, всю трудовую деятельность он провел в шахтах. По его словам, под посёлком Вершино-Дарасунским находится 300 километров учтённых выработок, сколько ещё неучтённых – неизвестно.
«Этим шахтам больше сотни лет. Неучтённых выработок, которые ещё с довоенных лет, может быть ещё 300 километров. Когда всё это водой зальют, на месторождении можно ставить крест. На всём посёлке можно ставить крест. Никто эту воду потом откачивать не будет, а богатства нашей страны окажутся захоронены – не только золото, но и редкоземельные металлы: вольфрам, кобальт и другие», – сказал он.
Кроме того, жители Вершино-Дарасунского опасаются, что жилые дома начнут проваливаться под землю – выработки находятся прямо под посёлком. Обвалы уже происходили ранее, а в том, что с размягчением почв после «мокрой консервации», люди окажутся под постоянной угрозой жизни, сомневаться не приходится.
«Над самым первым участком затопления находятся школа и детский сад. Высока вероятность, что начнут происходить обвалы почвы. Кроме того, власти не понимают весь масштаб грозящей экологической катастрофы. На территории поселка находится три водоканала: два технических, один снабжает питьевой водой. Нет никаких гарантий, что шахтовые воды не смешаются с грунтовыми, и наша вода не будет попросту отравлена», – сказал председатель Совета депутатов поселка городского типа Вершино-Дарасунский Дмитрий Алентьев.
С доводами местных жителей согласились в ПАРТИИ ДЕЛА. Председатель местного отделения партии в Тунгокоченском районе Светлана Агальцова заявила, что лично изучила вопрос и намерена добиваться расследования факта уничтожения шахт.
«Признание золотосодержащего месторождения нерентабельным – вопрос федерального значения. Сегодня решение об этом вынесено коммерческой организацией. То есть, вероятно, для другого предприятия рудник окажется вполне рентабельным. Но действия сегодняшнего собственника не оставляют шансов для работы шахт в будущем. Убеждены, в минприроды России должны взять ситуацию на контроль, должна быть сформирована комиссия, которая даст оценку действиям руководства ООО «Дарасунский рудник»», – сказала она.
Вместе с тем, в районе нарастает социальная напряженность. Дарасунский рудник – градообразующее предприятие, а также крупнейший налогоплательщик Тунгокоченского района. Потеря работы для бывших сотрудников крайне чувствительна – для большинства семей работа на шахтах – основной источник дохода.
Попытки инициативной группы привлечь внимание местных властей к проблеме не увенчались успехом. В ответ на письма приходят стандартные «отписки», а заместитель министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края Елена Шаманская и вовсе заявила на встрече с горняками, что «никто не гарантировал, что вы всю свою жизнь проработаете проходчиком» и предложила осваивать новые профессии.
По словам председателя профсоюзной организации ООО «Дарасунский рудник» Ксении Чеберяк, ради предотвращения экологической катастрофы и защиты своих детей жители посёлка Вершино-Дарасунского готовы идти на крайние меры.
«Меня попросили озвучить на совещании с руководством, что, если требование отказаться от «мокрой консервации» не будет выполнено, население объявит массовую голодовку», – сказала она.
Представители инициативной группы надеются на оперативную реакцию со стороны минприроды России – ведь, если комиссия в Забайкалье не прибудет в ближайшие дни, шахты будут полностью и безвозвратно уничтожены.