Представители правительства и ЦБ по-разному подходят к вопросу укрепления рубля
Тема укрепившегося рубля была одной из основных на макроэкономических сессиях прошедшего ПМЭФ-2022
Мнения представителей правительства и Банка России по этому вопросу диаметрально разошлись.
В интервью Интерфаксу на площадке Петербургского международного экономического форума первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов сообщил, что власти обсуждают возможный переход к таргетированию рубля, а не инфляции. На его взгляд, правительству и ЦБ нужно переосмыслить экономические механизмы последних лет, поставив во главу угла рост, для которого важен оптимальный курс рубля.
По его мнению, сейчас необходимо создать условия для развития, инвестиций и роста производства, а также заняться увеличением внутреннего спроса. На вопрос о том, в какие сроки рубль должен вернуться к оптимальному курсу, господин Белоусов сказал: «Ответ здесь очень простой — как можно быстрее».
«Что касается оптимального курса, то более или менее консенсусное мнение, что это курс в диапазоне 70–80 рублей за доллар», — цитирует Интерфакс Белоусова.
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин согласен с мнением первого вице-премьера РФ.
«Для производителей специализированной техники курс 70-80 рублей в настоящее время является оптимальным, поэтому было бы желательным вернуться к этому курсу. Курс в коридоре 55-60 рублей за доллар увеличивает возможности для импорта готовой продукции и ограничивает возможности нашего экспорта как в страны ближнего, так и в страны дальнего зарубежья. Важно, чтобы курс 70-80 рублей был стабилен в течение 5 лет и, может быть, даже более, чтобы предприятия могли достаточно точно формировать свои среднесрочные и долгосрочные стратегии развития производства».
В свою очередь, ЦБ РФ встал на защиту принципов инфляционного таргетирования.
«Любые идеи, связанные с таргетированием курса, в случае их реализации неизбежно приведут к снижению эффективности и потере суверенитета проводимой экономической политики», — заявил 20 июня зампред Банка России Алексей Заботкин на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
«Таргетирование инфляции — это наилучший способ обеспечить предсказуемую и низкую инфляцию на среднесрочном горизонте, которая необходима для сохранения покупательной способности населения, предсказуемости условий ведения бизнеса, его рентабельности. Это единственный способ обеспечить доступность долгосрочных кредитов в экономике», — приводит слова Заботкина Интерфакс.
Заместитель председателя Банка России отметил, что фиксированный обменный курс рубля или курс, который определяется каким-то заранее заданным диапазоном, означает, что «мы, по сути дела, отказываемся от проведения самостоятельной денежно-кредитной политики в пользу той страны, к валюте которой мы наш курс привязываем». Такой подход еще опасен закреплением инфляции на высоких уровнях. «Если мы будем проводить нашу денежно-кредитную политику, привязывать ее параметры к тому, чтобы наша валюта имела некоторый фиксированный или мало колеблющийся курс номинальный по отношению к валютам, где инфляция 8-10%, то и у нас инфляция будет такой же. Это точно тот вариант, который для нас неприемлем», — сказал зампред ЦБ.
Он отметил, что это как раз и является иллюстрацией тезиса, что таргетирование обменного курса — это, по сути, отказ от проведения самостоятельной денежно-кредитной политики.
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза дает простое объяснение политике ЦБ РФ:
«Центральный Банк в России выбрал основной своей задачей таргетирование инфляции. По его мнению, чем ниже инфляция, тем будет выше инвестиционная активность и рост, что не соответствует действительности, потому что у нас инфляция не монетарная, а инфляция издержек. ЦБ, естественно, выгодно, чтобы курс рубля был высоким, и тогда будет расти импорт, а это приведет к понижению инфляции».
Высокий курс иностранной валюты приводит к тому, что платежеспособность рубля падает, инфляция тем самым подталкивается, и ЦБ это не выгодно. Поэтому ЦБ, желая подавлять инфляцию, практически всегда у нас стоит на страже импорта.
«В странах, где большой объем экспорта, низкий курс национальной валюты выгоден, потому что он повышает объем получаемых доходов через конвертацию полученной выручки в иностранной валюте по высокому курсу. Экспортные компании получают валютную выручку, конвертируют эту выручку по высокому курсу, тем самым и они получают высокий доход, и государство получает высокий доход, и работники, которые там работают, тоже получают высокий доход», — отметил эксперт.
Поэтому государства, у которых большой объем экспорта, как у России, когда экспорт больше, чем импорт, выгодно, чтобы курс национальной валюты был низким.