Развитие Северного морского пути постоянно находится в центре общественного внимания
На данный момент сформированы планы развития Севморпути до 2030 года
В интервью «Интерфаксу» руководитель Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгений Петров заявил, что Северный морской путь является важным инструментом независимости энергетической политики России на мировом рынке.
«Его развитие ни в коем случае не должно быть остановлено: это залог конкурентоспособности российских ресурсов на мировых рынках. Благодаря Севморпути и развитию СПГ-проектов у нас всегда будет альтернатива: мы сможем поставлять ямальский газ как на запад, так и на восток. А уже сам Севморпуть тянет за собой развитие смежных отраслей и целых регионов. И наша задача сегодня — обеспечить рентабельными ресурсами проекты вдоль Севморпути», — заявил он.
Объем перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) в январе-марте 2022 года вырос на 9,3%, сообщил специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов на заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации. Говоря о возможном влиянии санкций на развитие арктических проектов, Панов отметил возможное увеличение спроса на перевозки в Восточном направлении по СМП.
В апреле под руководством президента РФ Владимира Путина состоялось совещание по развитию Арктики, на котором был принят ряд ключевых решений.
«Перед президентом выступили руководители всех компаний ТЭК, проекты которых будут запущены в ближайшие годы в Арктике. Они докладывали о статусе реализации проектов, о планируемых объемах грузооборота — то, что является основой для работы СМП», — рассказал министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Была принята концепция ледокольной проводки, которая представлена в виде виртуального ледокольного моста. «Мы не будем использовать типичное представление проводки по арктическому морю в форме каравана, когда ледокол ведет за собой цепочку кораблей из первоначального в конечный пункт. Теперь Севморпуть будет разбит на пять секций, на каждой из которых челночно работает мощный ледокол (или несколько). Ледоколы как диспетчеры передают морские суда из сектора в сектор, фактически сохраняя незамерзающим действующий морской канал», — отметил министр.
Также были приняты решения об усилении ледокольной группировки по всей протяженности морского пути от Мурманска до Берингова пролива. Одновременно обсуждалась и круглогодичная навигация по СМП, которая должна стартовать в 2024 году.
Обсуждались вопросы не только внутренних, но и транзитных перевозок. Это перспективное направление развития СМП. При сегодняшнем уровне ставок фрахта из Азии в Европу по традиционному южному маршруту через Суэцкий канал СМП становится выгодной альтернативой. «Мы подходим к моменту, когда мировой рынок созреет для значительного роста провоза грузов именно по Севморпути», — рассказал Чекунков.
На данный момент сформированы планы развития Севморпути до 2030 года. Панируется строительство 55 грузовых судов ледового класса. В том числе 10 — для внутрироссийских перевозок, которые будут насыщать собой, в том числе, регулярную контейнерную линию.
Строительство грузового флота для Севморпути предполагает кооперацию с верфями из Кореи и КНР. «У нас уже идет хорошая кооперация с корейскими верфями в рамках судоверфи «Звезда», строятся газовозы. Китайские верфи выражают большой интерес к участию в этой работе», — сказал министр.
Комментируя темы расширения ледокольного флота, Чекунков напомнил, что четыре атомных ледокола уже строятся: «Урал» должен быть сдан в этом году, «Чукотка» — в 2024-м, «Якутия» — в 2026-м, флагманский «Лидер» будет сдан в 2027-м году.
В части аварийно-спасательного флота и системы обеспечения за счет федерального бюджета строятся 16 судов, 13 вертолетов и новый большой расширенный центр министерства чрезвычайных ситуаций в Певеке. Дополнительно оценивается возможность строительства 30 аварийно-спасательных судов, чтобы обеспечить полное покрытие всей трассы, а также соблюдать регламентное время прибытия спасателей к судну в случае, если оно терпит бедствие. Также планируются три новых аварийно-спасательных центра МЧС на всём протяжении Северного морского пути — в Сабетте, Диксоне и Тикси, в Певеке уже строится.
Важный компонент работы Северного морского пути — арктическая спутниковая группировка. Запуск спутников планируется в 2022-2024 годах. Это обеспечит полное покрытие Севморпути интернетом, связью, инструментами анализа ледовой обстановки и гидрометеорологии.
Члена Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, генерального директора Института проблем энергетики, первого заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Булата Нигматулина настораживает объем запланированных капиталовложений в СМП. Естественно, стоит вопрос о сроках их окупаемости, и вообще окупятся ли они?
По мнению эксперта, в условиях санкций объем перевозок по Северному морскому пути в лучшем случае сохранится на уровне 35 млн тонн (2021 г.), а скорее всего, снизится. По пессимистическому сценарию, останутся только перевозки отечественных СПГ и угля на Восток, на азиатские рынки. Что будет с обратными перевозками из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Европу – это большой вопрос. Как они могут пострадать в результате очередных санкций, наложенных на Россию. Поэтому с большой вероятностью в обозримом будущем (20-30 лет) вложения в инфраструктуру северного морского пути (СМП) не окупятся.
Эксперта беспокоит вопрос эффективности капиталовложений в СМП при отсутствии серьезных грузоперевозок:
«Можно и тысячу ледоколов заложить и разорить полностью страну. Это вопрос окупаемости. Ледоколы нужны для того, чтобы зарабатывать деньги. Для зарабатывания денег должны быть проводки – хотя бы 100 млн тонн в год, как это совсем недавно декларировалось Росатомом – оператором СМП. Вопрос – на сколько сегодня эти цифры реалистичны? В условиях санкций проект Ямал СПГ-2, скорее всего, будет остановлен, потому что был отказ поставки оборудования из Южной Кореи и других стран. Это значит, что в ближайшие годы не будет роста провозок СПГ на Восток, так как на Западе нашим СПГ объявлены санкции», — убежден Нигматулин.
А если рассмотреть альтернативное использование этих средств: на развитие малого и среднего бизнеса, нашего отечественного машиностроения, включая сельхозмашиностроение, автомобиле и авиастроения, станкостроения и т.д.
«Кто-то сравнивал эффективность этих вложений по сравнению с вложениями в СМП?», — задается вопросом Нигматулин.
Он уверен, что огромные средства должны вкладываться в СМП с большой осторожностью.