Георгий Самодуров: Производители металлообрабатывающего оборудования достигают своего максимума
Прошлый год принес небывалый объём заказов российским станкостроителям
Журнал «РИТМ машиностроения» побеседовал с членом Федерального совета ПАРТИИ ДЕЛА, президентом Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», заслуженным машиностроителем России Георгием Самодуровым о положении дел в отечественном машиностроении на сегодняшний день и перспективах развития.
— Георгий Васильевич, о каких тенденциях в российском станкостроении говорят данные за девять месяцев 2023 года?
— Статистика говорит о том, что внутренний рынок потребления продукции станкостроительных заводов значительно вырос и продолжает расти. Особенно радует, что активно растёт запрос на поставку современной продукции. Выпуск современного высокотехнологичного оборудования, такого, как обрабатывающие центры и станки с ЧПУ, идет более высокими темпами, чем выпуск других видов оборудования. Это означает, что у заказчиков растёт запрос на высокотехнологичную продукцию, на более производительное и автоматизированное оборудование, что не может не радовать.
Мы видим, что относительно 2022 года идёт увеличение объёмов выпуска инструмента, и тоже опережающими темпами, что тоже свидетельствует об интенсификации производства на предприятиях-потребителях. Некоторые инструментальные заводы перешли на трёхсменный режим работы, и даже есть предприятия, которые работают в режиме 24/7. Отметил бы еще одну тенденцию – значительный рост потребности в твёрдосплавном инструменте. Мы чётко понимаем, что технологии, заложенные в самое прогрессивное оборудование – ОЦ и станки с ЧПУ, в 75 % случаев требуют использования твердосплавного инструмента. Растёт объём заказов, растёт загрузка предприятий, и экономически предприятия чувствуют себя значительно лучше. Всё это очень важно.
Но, говоря об этих позитивных тенденциях, я отметил бы ещё один момент, который у многих пока не звучит, но для нас он достаточно очевиден. То, что заказы принимают уже на первый квартал 2025 года, а иногда и ещё дальше, говорит о том, что, скорее всего, мощности предприятий, которые производят металлообрабатывающее оборудование, достигают своего максимума, и мощности надо наращивать. Это вопрос непростой, я бы даже сказал: больной, потому что совершенно естественным образом возникает вопрос: а как долго будет продолжаться этот период высокого спроса? Ответить на этот вопрос сегодня крайне сложно. И я считаю, что один из возможных ответов должен содержаться в федеральном законе о технологической политике, скорейший выход которого совершенно необходим. Подчеркну: не промышленной политике, а именно о технологической политике. Закон непростой, в первых числах ноября его анонсировал первый зампред правительства РФ Андрей Белоусов. Этот закон дает ответы на многие вопросы, которые важны для реальных предприятий, их руководителей, собственников.
— Три стратегии развития станкостроения уже были. После известных событий многие их положения нуждаются в корректировке. С начала 2023 года станкостроители – в ожидании принятия федеральных проектов развития станкоинструментальной промышленности и развития производства средств производства. Что тормозит их принятие и как это отражается на станкоинструментальной отрасли?
— В конце ноября президент подписал федеральный бюджет, в котором, в том числе содержится государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В рамках этой программы есть федеральный проект «Развитие производства средств производства». В первую очередь это как раз станкоинструментальная отрасль. Важные для станкостроителей вопросы уже нашли отражение в реальных документах. Поэтому самый главный сейчас вопрос, требующий скорейшего решения – это разработка паспорта федерального проекта развития производства средств производства. Паспорта пока нет, и это негативно может сказываться на всех, потому что бюджетное финансирование начинается с 1 января. В федеральном проекте «Развитие производства средств производства» на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг. заложено около 200 млрд рублей, поэтому паспорт федерального проекта должен выйти как можно быстрее.
Паспорт мы рассматриваем как документ, в котором поставлены цели, задачи, этапы развития, финансирование под каждый этап, конкретные исполнители по каждому этапу, планируемые результаты внедрения тех или иных мероприятий. Это должен быть целостный документ, в котором были бы прописаны все действия государства, органов исполнительной власти, а также экспертов, представителей станкостроительного сообщества, которые обязательно должны быть привлечены к разработке этого документа. К сожалению, пока этого документа нет. И второй момент. Вы упомянули предыдущие стратегии, в частности, стратегию, принятую в 2020 году. Да, они принимались в других условиях, но тогда нужно увязать стратегию развития станкостроительной отрасли на период до 2030-2035 гг. с новой государственной программой и федеральными проектами. Это тоже большой и важный вопрос, который должен был быть реализован еще в I-II квартале 2023 года. Так что над этим тоже нужно работать.
— Правительство намерено финансово поддержать отрасль, выделяются большие деньги. Какие задачи будут решаться на бюджетные деньги в первую очередь?
— В бюджете прописано около десятка направлений, которые должны, по словам Михаила Мишустина, создать новый облик станкостроения. Говоря о конкретных вещах, которые там прописаны, отмечу, что сделан подход к решению проблемы оборотных средств у предприятий.
Выделяются субсидии, чтобы кредитные ресурсы были доступны хотя бы в пределах 5-7 %, а не те, что сегодня у коммерческих банков можно взять под 18-21 %. Это жизненно важный вопрос для отрасли с длинным циклом производства. Станок строят 9-12, а иногда и 18 месяцев, и без оборотных средств работать невозможно. Частичное решение проблемы оборотных средств через субсидирование процентных ставок – это большое дело. Предполагается, что целый ряд вопросов будет решаться через Фонд развития промышленности. Это инструмент, которым десятки предприятий уже пользовались, но сейчас предусмотрено, что механизмы ФРП будут еще более доступными для станкостроителей. В частности, предусмотрена возможность досрочного погашения некоторых займов из ФРП. Я бы отметил также поддержку НИОКР. Есть понимание механизмов субсидирования затрат на ниокровские темы, но ещё требуют прояснения вопросы формирования ниокровских тем.
Нельзя снимать со счетов научное обеспечение отрасли через фундаментальные научные исследования со стороны РАН. Ещё я отметил бы вопросы разработки отраслевых стандартов, создания испытательных центров, кадров. Я не ранжирую эти задачи по степени значимости, просто называю их в порядке перечисления. Есть еще целый ряд моментов, связанных с поддержкой станкостроительных предприятий со стороны региональных структур.
— Один из итогов прошедшего года – появление на выставочном рынке станкоинструментальной выставки «РИМТОС», которую ассоциация провела в октябре. Как вы оцениваете ее результаты и, главным образом, как видите ее перспективы?
— Результаты должны оценивать не организаторы, а участники, и многие из них оценили выставку очень позитивно, хотя она была компактной, 3500 кв. м. Участники довольны большим количеством посетителей-профессионалов. Согласно регистрации, выставку посетили представители более 1000 различных предприятий и организаций России. Кроме того, оказалось, что небольшая выставка тоже имеет свои преимущества. Если посещение больших выставок похоже на спринтерский забег, то здесь была возможность неспешного, обстоятельного разговора по поводу продукции и ее поставки. Надо сказать, что активность посетителей тоже говорит о состоянии отрасли. Выставка показала: предприятиям есть что предложить, посетителям есть что поискать. На мой взгляд, эта обоюдная активность говорит, что на рынке недостаточно мероприятий, которые дают ответы на актуальные для предприятий вопросы. И ещё один важный момент. Я считаю позитивным процессом усиление конкуренции выставок одной тематики. Любая конкуренция заставляет постоянно заботиться о повышении качества мероприятия, активизируя внимание со стороны органов исполнительной власти, которые по своему статусу и обязаны создавать условия для конкуренции. Думаю, история и конкуренция всех рассудят.
Источник: журнал «РИТМ машиностроения»