«Точку ставить рано»: Верховный суд Северной Осетии создает опасный прецедент? - Партия Дела
Присоединиться

Верховный суд Северной Осетии признал законным отказ в регистрации списка кандидатов ПАРТИИ ДЕЛА на парламентских выборах из-за сбора подписей в офисе, расположенном в одном здании с отделением «Почты России». Юристы партии убеждены, что этот прецедент «вольной трактовки административного кодекса» в будущем станет непреодолимым препятствием для регистрации любых непарламентских объединений на выборах по всей стране.

В минувшую субботу Верховный суд Северной Осетии отказал в удовлетворении иска регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА о признании незаконным постановления республиканского Центризбиркома об отказе в регистрации партийного списка на выборах депутатов парламента седьмого созыва. Решение ЦИК было основано на не вступившем в законную силу постановлении мирового судьи о привлечении председателя реготделения партии Артура Хадзарагова к административной ответственности. Согласно решению суда, сбор подписей в офисе, который расположен рядом с «Почтой России», является нарушением статьи 5.47 КоАП РФ.

Главный юрист ПАРТИИ ДЕЛА Антон Григорьев с такой трактовкой административного кодекса категорически не согласен. По его словам, в законе имеется четкая формулировка, регламентирующая запрет на сбор подписей непосредственно в местах и в процессе выдачи заработной платы, пенсий и иных социальных пособий. Распространение понятия «места» на соседние офисы, помещения и здания делает законный сбор подписей для партий невозможным.

«Вынесенное решение вредно для всех партий, не представленных в Госдуме, которые ежегодно собирают подписи в поддержку выдвижения списков и кандидатов. Верховный суд и ЦИК Осетии совместно создали прецедент, когда подписи, собранные в изолированном офисе в огромном трехэтажном здании, были признаны недействительными только из-за отделения «Почты России» по соседству, в котором гипотетически могли выдаваться социальные выплаты. В таком случае, как малым партиям вообще собирать подписи в свою поддержку, если на каждой улице, в каждом офисном здании так или иначе выдаются заработная плата или социальные выплаты? Теперь только строить шатры в чистом поле?», – недоумевает Антон Григорьев.

Ранее председатель ЦИК Северной Осетии Жанна Моргоева в интервью призвала партии собирать подписи «на улице в хорошую погоду» и не формировать центры сбора подписей. Юрист Антон Григорьев связывает столь поверхностное суждение с отсутствием у членов комиссий реального опыта подобной работы.

«Даже сложно представить, что председатель ЦИК Осетии настолько далек от реальной «полевой» работы, поскольку считает возможным гоняться за людьми во Владикавказе в 40-градусную жару и собирать в таких условиях подписи на скамейках и тротуарах. Особенно, принимая во внимание, что люди не ходят гулять с паспортами в карманах. Мы, безусловно, будем подавать апелляцию, чтобы решение Верховного суда Северной Осетии не стало основой административного террора в отношении непарламентских партий», – сказал он.

 

В ходе судебного заседания члены Центризбиркома представили ответы различных органов о том, что «Почта России» вправе выдавать пенсии, пособия и социальные выплаты. Однако ни одного факта, подтверждающего, что подписи собирались непосредственно в помещении почты, скольким людям там были выданы пенсии или пособия, и выдавались ли они вообще, представлено не было. Более того, в мировом суде представитель «Почты России» заявил, что в отделении почты подписи не собирались, а пенсии и социальные выплаты в этом отделении не выдаются – почтальоны разносят их по домам. Таким образом, единственный аргумент комиссии – нахождение по адресу улица Горького, дом 14 в городе Владикавказе в одном здании площадью 1600 кв.м. почтового отделения и офиса партии.

Однако и в этом случае, по мнению юристов партии, избирательная комиссия допустила ряд нарушений закона. Как пояснил политический юрист и уполномоченный представитель ПАРТИИ ДЕЛА на выборах в Северной Осетии Михаил Тарабара, Центризбирком нарушил процедуру проверки подписных листов. Признание подписей действительными либо недействительным – исключительная компетенция специальной рабочей группы по проверке подписных листов.

«Означенная рабочая группа проверила подписные листы ПАРТИИ ДЕЛА и выявила брак в 2,26%, что в соответствии с законодательством является допустимым и влечет допуск партии к выборам. Потом начинается юридическая аномалия: без проведения рабочей группы, без повторной проверки подписных листов судом избирательная комиссия своим решением признала более 300 подписей недействительными, тем самым подняв брак до 13% из 5% допустимых. Таким образом, решение по этим 300 подписям было принято с нарушением установленного самой же комиссией порядка. Очень не хотелось бы, чтобы наша ситуация вошла в коллекцию административных барьеров для недопуска партий», – сказал Михаил Тарабара.

Несмотря на представленные доказательства – выписку из ЕГРН и технический паспорт здания, где были указаны характеристики раздельных изолированных помещений почты и офиса партии, – суд отразил в решении, что «каких-либо ограждений между помещениями… не имеется». Юристы партии готовят жалобу в суд апелляционной инстанции и намерены доказать свою правоту.

Электоральный юрист Антон Рудаков в разговоре с «Блокнотом» отметил, что вольная трактовка федерального избирательного законодательства, к сожалению, сохраняется не первый год.

«Прецедент в Северной Осетии – очередное тому доказательство. Еще есть шансы отменить отказное решение избиркома, но для этого нужно всего лишь руководствоваться здравым смыслом закона и перестать его трактовать в угоду политическим интересам. Чтобы признать и помещение «Почты России», и помещение, где осуществляется сбор подписей, как единое место, где выдаются пенсии и пособия, надо очень «постараться». От подобной искусственно формирующейся практики в итоге пострадают все участники избирательных процессов», – подчеркнул Рудаков.

Электоральный юрист, руководитель консалтингового бюро «T&M» Гарегин Митин уточнил, что в первую очередь необходимо определиться, что понимается под местом выдачи пособий, пенсий, зарплат. «В законе это понятие используется, но что под ним конкретно понимается – не уточняется. Что это – место непосредственно у кассы, на пороге здания, на улице? Трактовки могут быть самые разные, причем — самые широкие», – пояснил «Блокноту» Митин.

Он также признал, что вынесенное судебное решение «вызывает много вопросов у специалистов».

По мнению руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, вопрос надо ставить шире.

«Расхождения были из-за вопроса – получают люди пенсии в этом отделении почты или нет. Если получают, то формально суд прав. Но по факту – издевательство. Вряд ли люди могли предположить, что выдача пенсий и сбор подписей как-то связаны. Надо менять выборное законодательство», – заявил в беседе с «Блокнотом» Калачев.

Сопредседатель экспертного совета аналитического агентства «Национальный Эксперт» Сергей Журавский полагает, что, «видимо, некоторые на местах считают, что им виднее, как трактовать законодательство».

«Уже не в первый раз приходится сталкиваться с тем, что чиновники в регионах почему-то считают: сегодня, когда фокус внимания переключен преимущественно на внешнюю политику, можно самим «проводить» выборы, причем проводить по удобным лекалам. Однако это является заблуждением. Напротив, федеральный центр сегодня как никогда заинтересован в организации максимально прозрачных выборных процедур. К слову, об этом не так давно заявлял лично глава государства Владимир Путин», – пояснил Журавский.

Он также предположил, что точка в этой скандальной истории не поставлена: «Точку, действительно, ставить рано. Полагаю, что коллег в регионах все же поправят, и все по традиции спишут на перегибы на местах».

Власти регионов абсолютно произвольно трактуют законодательство, поскольку основной угрозы – выхода людей на улицы – пока нет, заявил «Блокноту» политический консультант Даниил Ермилов.

«Но осенью, на фоне падения экономики, ситуация, вероятно, продолжит ухудшаться. Пока же власти регионов творят такие вещи, которые мало соотносятся с духом права и закона», – заявил собеседник издания.

Глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов также предположил, что в данном случае имеет место то, что называется «перегибы на местах».

«Кто-то из чиновников Северной Осетии решил, что ПАРТИЯ ДЕЛА может представлять проблемы для республиканских властей, поэтому был найден такой повод для отказа в регистрации списка этой партии на региональных парламентских выборах. Повод, отмечу, очень спорный, потому что статья 5.47 КоАП РФ, на которую ссылаются при отказе в регистрации, действительно, запрещает сбор подписей в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, однако нигде не конкретизировано, что под местом понимается отдельное здание в целом», – указал «Блокноту» Иванов.

Он признал, что «вызывает удивление позиция Верховного суда Северной Осетии, признавшего законным отказ в регистрации списка».

«Полагаю, что действия региональных властей в этом конфликте недальновидны: они приведут к более серьезным негативным последствиям, чем, если бы список партии был зарегистрирован», — заключил эксперт.

Напомним, ранее Центральная избирательная комиссия Северной Осетии отказала в регистрации на выборах депутатов парламента седьмого созыва трем партиям, две из которых продолжают отстаивать свои интересы в судах.

 

Источник: Блокнот

Следующая новость
Сергей Серебряков: Искусство возделывания земли, — что может быть важнее?