Топливно-энергетическому комплексу — новую реальность - Партия Дела
Присоединиться

В мероприятии принял участие член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин.

Он рассказал, что за тридцать последних лет Россия увеличила свой ВВП в 1,2 раза, тогда как остальной мир — в среднем в 2,2 раза. Например, Польша — в 2,8 раза, США — в 2, Германия — в 1,5 раза. Перестройка и развал СССР привели к тому, что Россия из кризиса 1990 года практически так и не вышла.

Среднегодовые темпы нашего экономического роста за последние шесть лет — 0,9%, а в Польше — 4,2, в новых странах Евросоюза — 3,5%, в Соединённых Штатах — 2,4, в мире — 2,8%.

«Хочу сказать о четырёх важнейших параметрах макроэкономики страны. Валовое накопление основного капитала — это движущая сила экономики. Взять 2020 год. В постоянных ценах 1990-го у нас валовое накопление основного капитала, то есть то, что вкладывается в основные средства, соответствует 1992-му либо 2008 году. И с 2008 до 2020 года оно практически не выросло. Отсюда не наблюдается и рост экономики.

Дальше — первичное энергопотребление. Сегодня оно в нашей экономике на 17% меньше, чем в 1990 году. На уровень начала 90-х мы вышли лишь в 2016 году, а в 2020-м опять вернулись под планку 1990 года.

ТЭК — основной двигатель наших экспортных доходов. Так вот, в объёме экспорта товаров и услуг, который составлял в 2021 году примерно 480 миллиардов долларов, около 60% — это поступления от продажи за рубеж нефти, нефтепродуктов, газа и угля.

Если цены на нефть останутся те же, что и сегодня, — 120 долларов за баррель, а газ по долговременным контрактам примерно около 500 долларов, то годовая выручка составит 460 миллиардов долларов. При обязательной продаже 80 её процентов останется 370 миллиардов. Это та подушка, которая позволит вернуть уровень цен за доллар к 80—90 рублям. Вот потому так и заёрзало сейчас руководство наших бывших западных партнёров, пытаясь ограничить покупку российской нефти и газа в Европе и в других странах.

Им в этом году это сделать, скорее всего, не удастся, потому что без нашей нефти и газа подскочат мировые цены на них, что вызовет большой экономический кризис на планете. Оттого я достаточно оптимистично смотрю на возврат цены доллара внутри страны к уровню третьего-четвёртого кварталов прошлого года», — отметил эксперт.

Нигматулин также рассказал и об электроэнергетике.

«В 2021 году вдруг произошёл скачок электропотребления. С чего бы? Оказывается, он был по большей части искусственным, потому что связан с майнингом. В мире активно стали «мыть» криптовалюту, и наш экспорт увеличился, а у внутреннего потребления рост остановился на 1—1,2%.

Располагаемые мощности нашей электроэнергетики — 229 гигаватт, а потребление примерно 160 гигаватт. И эта максимальная электрическая нагрузка практически не растёт.

Стоит сказать и о затратах конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП. Даже в благополучном 2019 году они в России составляли 4,3%. А вот в странах, где электроёмкость экономики выше, то есть затраты электроэнергии на производство 1 тысячи долларов ВВП больше, чем у нас, расходы конечного потребителя электроэнергии в среднем лишь 2,7%. Другими словами, там тратят на производство единицы ВВП больше, чем мы, а цена на электроэнергию для них на 37% ниже. Чем это вызвано? Неограниченными аппетитами наших энергетических компаний. Никакого серьёзного контроля над их затратами, ответственности за их сверхнеэффективность в стране нет», — подчеркнул он.

По его мнению, чтобы исправить ситуацию, простые рыночные способы — дескать, чем дороже, тем меньше будут у них покупать, не годятся. Электроэнергия — это кислород для экономического организма страны.

 

Источник: газета Правда

Следующая новость
Аквайсеры вплавь пересекли реку Обь при околонулевой температуре воды