Тракторный демарш - Партия Дела
Присоединиться
Фото: Ростсельмаш

Меняются ли приоритеты аграриев при выборе трактора в условиях новой экономической реальности и нехватки денежных средств? Хватает ли на российском рынке отечественных тракторов или всё же существует дефицит, который наши производители не в состоянии восполнить? На что сегодня стоит обратить особое внимание при покупке трактора и как не допустить ошибок в ходе его дальнейшей эксплуатации? Об этом журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и участники рынка.

По данным член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, заместителя директора ассоциации «Росспецмаш» Дениса Максимкина, за последние пять лет производство тракторов для сельского хозяйства, соответствующих требованиям Постановления № 719 (подтверждение производства на территории РФ), выросло в России в 2,1 раза: с 2909 шт. в 2017 году до 6047 шт. в 2021-м.

Сегмент отечественных тракторов, по его словам, представлен моделями машин, выпускаемыми Петербургским тракторным заводом, компанией Ростсельмаш, Брянским тракторным заводом, Алтайлесмаш, Ковровским электромеханическим заводом, Волжским комбайновым заводом, заводом «Трактор».

Как сообщил Денис Максимкин, в 2022 году российские производители запланировали увеличение объёма производства и реализации тракторов для сельского хозяйства. Так, в январе-марте текущего года, по его данным, российские производители поставили на внутренний рынок 1177 тракторов, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Можно ли, исходя из этого, сделать вывод, что отечественный рынок не испытывает дефицита в тракторах? 

«Сельскохозяйственные тракторы российского и белорусского производства, в основном, закрывают потребности рынка», — утверждает Дмитрий Мельников, бренд-менеджер управления маркетинга «Петербургский тракторный завод».

С одной стороны, рассуждает он, обновление парка техники агропредприятий, нарастающий темп которого наблюдается последние несколько лет, сформировали ситуацию, в отношении которой можно использовать и такой термин как дефицит. Тем не менее, российские и белорусские производственные предприятия обеспечивали аграриев техникой (пусть и с задержками в сроках поставки каких-то отдельных позиций), а в среднесрочной перспективе будут способны нарастить объёмы и заместить выпадающий по разным причинам импорт, не сомневается специалист.

«Дальше производителям и государству нужно решительно и быстро развивать отрасль сельхозмашиностроения, чтобы мы в своей стране имели полное автономное обеспечение стратегической отрасли — сельскохозяйственного производства», — подчёркивает Дмитрий Мельников.

В том, что отечественных тракторов на российском рынке хватает и будет достаточно, не сомневается и специалист по сельскохозяйственному машиностроению Андрей Горгодзе. «Но это если понимать под понятием «отечественные тракторы» машины, в том числе, произведённые с преимущественным использованием компонентов, сырья и материалов, выпущенных в России, а также в странах Таможенного Союза и ЕАЭС», — уточняет он.

Андрей Горгодзе полагает, что ситуация на рынке, в целом, контролируемая. Хотя, по его словам, есть временные задержки комплектующих, что обусловлено сменой поставщиков материалов и компонентов. Впрочем, на календаре сельхозработ это не отражается, так как имеющиеся заделы сглаживают ситуацию со спросом, отмечает специалист.

Как рассказал Денис Максимкин, в 2022 году на российском рынке зерна сохраняется благоприятная ценовая конъюнктура, и высокий спрос на технику показывает, что денежные средства у сельхозпроизводителей есть. «В целом на рынке отмечается рост спроса на тракторы для сельского хозяйства российского производства», — подчёркивает он.

При этом, по мнению Максимкина, с целью развития отечественного производства прицепной и навесной сельхозтехники к тракторам (бороны, сеялки, опрыскиватели и т. д.) необходимо предоставлять льготные кредиты только на приобретение прицепной и навесной техники российского производства, соответствующей требованиям Постановления № 719 (по аналогии с требованиями к самоходной технике, установленными приказом Минсельхоза России № 340).

«Текущая экономическая ситуация показывает, что наиболее выгодно приобретать именно отечественные тракторы для сельского хозяйства, что связано с наличием мер государственной поддержки приобретения техники, доступности запасных частей, качеством и сроками сервисного обслуживания», — отмечает Денис Максимкин.

Дмитрий Мельников также уверен, что в дальнейшем на рынке будет востребована техника отечественного производства.

Что же касается предпочтений аграриев, то, по его мнению, здесь возможны несколько вариантов. Часть потребителей, как полагает Мельников, пойдёт по пути максимальной экономии — будет искать максимально дешёвые комплектации, выбирать менее мощные модели, обратится на рынок подержанной техники.

Другой, более долгосрочный и перспективный тренд, на который указывает специалист, — это отечественный продукт, в котором будут «импортозамещены» все атрибуты современного трактора, включая автоматическую трансмиссию, высокопроизводительную гидравлику, системы точного земледелия и цифрового дистанционного контроля, высокий уровень комфорта и безопасности — всё, что уже стало или становится стандартом для отечественных агропредприятий.

Ответственный выбор

Как подчёркивает Дмитрий Мельников, сельхозтехнику покупают на годы вперёд, и сегодня как никогда важно ответственно отнестись к выбору. «Не только выбору самой техники, но и к выбору партнёров, с которыми вы будете работать все последующие годы. А это завод-производитель техники, производители запчастей, сервисный центр в вашем регионе. Если вы уверены, что это свои, понятные и надёжные предприятия и люди, значит, можно спокойно покупать технику и работать на ней», — говорит он.

А основные рекомендации по выбору, по словам Мельникова, актуальны на все времена: покупка должна быть тщательно продумана. В частности, отмечает он, очень важно учесть, с каким шлейфом будет использоваться трактор, какие опции нужны, просчитать стоимость эксплуатации всего комплекса машин.

С точки зрения Андрея Горгодзе, приоритеты аграриев в новой экономической реальности никак не изменятся, ведь выбор трактора определяется, в первую очередь, агротехнологией и только потом другими «элементами потребительской привлекательности». «Соответственно, во всех ситуациях при покупке надо обращать внимание на соответствие техники агротехническим требованиям технологии земледелия, применяемой в хозяйстве, и заявленным в технических условиях (ТУ) показателям назначения машины», — говорит он.

Олег Стецюк, управляющий товарной группой «Тракторы» компании Ростсельмаш, добавляет, что независимо от экономической ситуации набор критериев выбора агромашины остаётся одинаковым. По его словам, трактор должен быть рентабельным, поэтому в первую очередь нужно исходить из реальных потребностей хозяйства, учитывать предполагаемые операции и их объём. «То есть нужно тщательно выбирать орудия, которые в хозяйстве намерены агрегатировать с трактором, по таким критериям, как тип, ширина захвата, вес, требования к гидравлическому потоку», — поясняет Олег Стецюк.

Он отмечает, что также требуется учесть почвенно-климатические особенности, то есть предусмотреть минимальный запас мощности, конфигурацию полей и их расположение. Кроме того, нужно принять в расчёт профессиональный уровень механизаторов и сотрудников инженерно-технической службы.

Эти данные, по мнению специалиста Ростсельмаш, должны лечь в основу выбора типа и технических характеристик трактора: классической компоновки или с шарнирно-сочленённой рамой; колёсный или на гусеничном ходу; мощность и производительность гидросистемы; состав узла агрегатирования (трёхточечная навеска и ВОМ или только тяговый брус). «Нужно обозначить приемлемый уровень автоматизации, комфорта и так далее», — добавляет он.

На этом этапе, как указывает Олег Стецюк, уже можно подбирать подходящие модели и сопоставлять их по стоимости. По его словам, главный критерий выбора трактора, помимо технических характеристик, — надёжность техники и поставщика, от которых зависит отсутствие простоев и проблем с ремонтом. «Поэтому при окончательном выборе важно обратить внимание не только на цену приобретения, но и на стоимость владения трактором (издержки владения и эксплуатационные расходы), надёжность и срок гарантий. Может оказаться так, что высокая стоимость владения сведёт преимущество низкой цены приобретения к нулю», — предупреждает Стецюк.

Рассуждая об экономичных решениях, позволяющих сократить расход топлива, удобрений, СЗР и прочего, Дмитрий Мельников обозначает три направления ресурсосбережения. Первое, по его словам, — культура технической эксплуатации: техника должна быть качественно обслужена и настроена. Второе, как отмечает Мельников, — инновационные технологии: точное земледелие, дистанционный мониторинг, цифровые системы управления предприятиями. Третье — организация и контроль, а именно сокращение лишних переездов и простоев, контроль качества проведения работ, пресечение хищений и саботажа, перечисляет специалист.

В свою очередь Андрей Горгодзе обращает внимание, что такие расходы зависят от выбора возделываемой культуры и технологии земледелия, что рассчитывается заранее, исходя из экономической целесообразности хозяйствования в той или иной сложившейся конъюнктуре на продукцию. Универсальных решений, как подчёркивает Горгодзе, нет.

Работа без ошибок

Как объяснил Олег Стецюк, ошибки при выборе вытекают из несоблюдения принципов подбора техники, о которых сказано выше. Основная из них — не определены или неверно определены задачи, для решения которых приобретается трактор.

«Например, агромашина несоразмерна по мощности с агрегатами, которые есть в хозяйстве. В результате либо мощный трактор агрегатируется с небольшими орудиями, либо трактор работает со слишком тяжёлым для него агрегатом на пределе возможностей», — отмечает Стецюк. В первом случае, по его словам, мы получаем низкую рентабельность, перерасход горючего. Во втором укорачиваем срок безремонтной эксплуатации техники и провоцируем преждевременный выход из строя узлов и агрегатов трактора. То есть, подчеркивает специалист, всегда нужно заранее, на этапе выбора, стремиться обеспечить оптимальную загрузку машины.

Ещё одна ошибка, на которую он указывает, — отказ на стадии подбора и приобретения от тех или иных функций. «Например, купили трактор под имеющиеся орудия, но не учли планы приобретения в ближайшей перспективе агрегата другого типа, с другими требованиями к гидравлике. Результат — дополнительные затраты на дооснащение машины», — поясняет Олег Стецюк.

Как рассказал специалист, наиболее часто Ростсельмаш сталкивается с небрежностью или ошибками в обслуживании техники. Это нарушения регламента — пропуск ежедневных и периодических ТО; неправильный подбор смазочных материалов; несвоевременное выявление мелких неисправностей, случаев износа деталей; нарушение процедуры постановки агромашин на зимнее хранение и ввода в эксплуатацию после зимы.

Вторая по частоте ошибка при эксплуатации тракторов, по опыту Олега Стецюка — неверный выбор режимов работы двигателя, коробки передач и т. д. Наконец, по его словам, имеются случаи нарушения правил использования орудий и агрегатов — от неправильных регулировок положения рабочих органов до проходов разворотов без их выглубления. В результате возникают выходящие за критические значения нагрузки на важные узлы тракторов, что ведёт к их поломкам.

Например, для трактора RSM 2400 при работе на спарке с двухрядной дисковой бороной шириной захвата 10 м оптимальными режимами работы считаются: скорость обработки 14-15 км/ч, передача трансмиссии H1, 1800-1900 оборотов двигателя, глубина обработки 10 см, расход топлива — не более 5 л/га. Давление в шинах при этом рекомендуется держать не более 0,7 бар в каждой шине (при работе на спарке), объясняет специалист.

Кстати, способность проводить полевые работы на низком давлении в колёсах (при наличии спарки) — это одно из самых важных свойств всей линейки тракторов Ростсельмаш, продолжает Стецюк. По его словам, при правильной установке давления в колёсах на твёрдом ровном грунте должны фиксироваться 3 ряда грунтозацепов колеса. Это позволит снизить пробуксовку колёс при работе в поле и, следовательно, уменьшить истирание грунтозацепов и увеличить срок службы покрышек (до 6-8 тыс. моточасов).

«Некоторые виды неисправностей бортовые системы тракторов диагностируют сами: сбои в работе двигателя, перегрев гидравлики, загрязнение фильтров и т. п. К сожалению, порой механизаторы игнорируют показания датчиков, сигнализацию. В том числе и потому, что не понимают их значения. Как показывает практика, до 70% механизаторов перед началом работы с агромашиной пренебрегают изучением инструкции по эксплуатации и не обращают должного внимания на рекомендации специалиста технического центра производителя», — делится опытом Олег Стецюк.

Денис Максимкин также обращает внимание, что перед выбором техники важно чётко определить, под какие задачи она приобретается, позволит ли её функционал решить эти задачи, с какими агрегатами машина будет работать. Он предупреждает: оптимальной производительности нельзя достичь, если тракторы малой и средней мощности работают с орудиями, которые предназначены для энергонасыщенных тракторов, или наоборот, когда мощный трактор тянет легкий плуг или культиватор.

«Часто трактор приобретается для работы в тандеме с оборудованием, которое в хозяйстве есть на текущий момент. И когда приобретаются новые агрегаты, трактор приходится дополнительно оснащать. В таких случаях можно говорить о том, что у собственника отсутствует элемент долгосрочного планирования», — отмечает Денис Максимкин.

Среди других распространённых ошибок, на которые он указывает, — недостаточная квалификация механизаторов, неправильное обслуживание техники, пропуск плановых ТО, плохие условия хранения машин, ошибки в выборе режимов работы двигателя, неправильно выставленные настройки.

«Довольно часто механизаторы не изучают инструкции по эксплуатации техники, не прислушиваются к рекомендациям сотрудников сервисных служб. А ведь срок службы трактора напрямую зависит не только от нагрузки на машину, но и от уровня квалификации механизаторов, условий эксплуатации и хранения техники», — напоминает Денис Максимкин. В среднем, по его данным, в России срок службы трактора составляет 10 лет.

Андрей Горгодзе также отмечает, что чаще всего аграрии просто игнорируют правила, перечисленные в руководстве по эксплуатации, вроде ежедневного технического обслуживания, контроля качества используемых горюче-смазочных материалов, расчёта нагрузки и тягового усилия при выборе орудия. «Чтобы техника прослужила максимально долго, нужно истово соблюдать элементарнейшие правила, перечисленные в руководстве по эксплуатации», — подчёркивает он. И тогда, добавляет Горгодзе, у рачительного хозяина трактор прослужит не менее 15 лет.

Тем не менее, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ), на который ссылается Олег Стецюк, сельскохозяйственные тракторы относятся к пятой амортизационной группе. То есть, срок их полезного использования составляет 7-10 лет.

Это, по данным специалиста Ростсельмаш, 10000 моточасов при годовой наработке в 1000 часов. Как объясняет Стецюк, средняя наработка трактора за сезон составляет 600-2000 моточасов. Однако часто тракторы нарабатывают и 3000 моточасов, а порой достигают и гораздо больших значений, если машина задействована весь сезон. Что неудивительно, ведь при разумном планировании трактор работает в поле с самой ранней весны до поздней осени, последовательно выполняя множество операций: разброс удобрений, боронование, предпосевная почвообработка и посев зерновых, а затем пропашных. Помимо того, он задействован на культивации, лущении стерни, дисковании, вспашке, предпосевной обработке и посеве озимых, культивации подсолнечника, дисковании после пропашных. Кроме этих операций тракторы могут быть использованы на поднятии залежей, разуплотнении.

«Для того, чтобы техника прослужила максимально долго, необходимо следовать положениям инструкции по эксплуатации тракторов и агрегатируемых с ними орудий, избегать ошибок, о которых было сказано выше. А в сложных агроклиматических условиях техобслуживание стоит делать в два раза чаще рекомендованного. Например, замена масла выполняется в обычных условиях через 500 моточасов, а в сложных — через 250 или приблизительно после каждых 15 дней работы трактора в две смены», — указывает Олег Стецюк.

Как утверждает Дмитрий Мельников, сегодня доступ к информации и широкая распространённость техники «Кировец» позволяют клиентам Петербургского тракторного завода избегать каких-то критических ошибок. Типовые ошибки, по его наблюдениям, скорее, связаны со стремлением сэкономить, когда лица, принимающие решения, не слышат или даже не спрашивают своих же инженеров. «В результате может оказаться, что трактор с трудом тянет купленное к нему орудие или при заказе трактора не учли потребность в той или иной опции», —  говорит Мельников.

Правила и методы продления срока службы техники, по его словам, довольно очевидны: строгое соблюдение регламента технического обслуживания, бережное отношение к трактору, правильный подбор рабочего оборудования, квалифицированные механизаторы.

Регламентный срок службы трактора, как замечает Дмитрий Мельников, составляет не менее 10 лет по техническим условиям, основанным на требованиях ГОСТа. Впрочем, отмечает специалист, тракторы эксплуатируются с разной интенсивностью: в одном хозяйстве за 10 лет машина наработает 25-30 тыс. моточасов и пройдет несколько капитальных ремонтов, а в других условиях такой же трактор может иметь общую наработку 5 тыс. моточасов. «Кстати, сегодня эксплуатируется ещё довольно много тракторов «Кировец», выпущенных 25-30 лет назад», — замечает Мельников.

Современные технологии

По мнению Андрея Горгодзе, самое важное, что сегодня появилось на рынке и стало массово доступным и повсеместно применяемым — это различные технологии точного земледелия и контроля трекинга (пробега). «Ничто так не экономит топливо, посевной материал и удобрения со средствами защиты, как управление точностью движения, обработки и внесения. Особенно — исключение излишнего пробега с «потерями» топлива», — объясняет он. К слову, добавляет Горгодзе, всё новое внедряется для того, чтобы не зависеть от знаний механизатора, всецело опираясь на тотальный контроль.

Главной приметой последних лет Дмитрий Мельников считает бурный рост внедрения цифровых технологий — систем точного земледелия, дистанционного контроля. «Современному механизатору, конечно, нужны новые знания, поэтому большое значение мы уделяем вопросам подготовки кадров для хозяйств, приобретающих новую технику. Все механизаторы обязательно проходят инструктаж при введении трактора в эксплуатацию, также на базе сервисных центров проходит регулярное повышение квалификации механизаторов и инженеров. Завод обеспечивает постоянную методическую поддержку и направляет в регионы своих специалистов», — рассказал он.

Денис Максимкин также подчёркивает важность цифровизации сельского хозяйства и появления российской умной сельхозтехники, которой на полях становится всё больше. Это технологии машинного зрения, автономности движения, искусственного интеллекта, анализа больших данных, перечисляет он. Прогрессивный аграрный бизнес активно использует системы точного земледелия, которые позволяют оценивать влажность культур, проводить картографирование урожайности, осуществлять дифференцированное внесение удобрений и дифференцированный посев, рассказывает эксперт. А при помощи интеграции данных геолокации и урожайности, а также систем агроменеджмента можно настроить параметры для точного внесения удобрений и посевного материала, что позволит аграриям сэкономить от 5% до 30% средств для подготовки и проведения полевых работ, обращает внимание Максимкин.

«Дифференциация помогает максимально эффективно распределять удобрения и средства защиты растений в зависимости от плодородия почв и других факторов. Затраты на удобрения составляют 20-30% от стоимости зерна, но благодаря системам дифференциации прибыль может вырасти на 15-25%», — сообщил Максимкин.

Что же касается систем агроменеджмента, продолжает он, то они позволяют дистанционно следить за работой сельхозтехники, за соблюдением маршрутных заданий, скоростью выполнения основных операций и информацией об используемой мощности парка, а также за расходом топлива, удобрений, семян.

Кроме того, по данным Максимкина, в нашей стране для сельхозтехники и машин-перегрузчиков всё активнее используется созданная компанией Ростсельмаш программа РСМ Роутер, которая работает на базе платформы агроменеджмента РСМ Агротроник. Программа РСМ Роутер основана на уникальном протоколе межмашинного взаимодействия и предусматривает согласованную работу двух и более единиц техники. «Кроме того, Ростсельмаш разработал и внедрил систему «Ночное видение», которая позволяет эффективно работать в тёмное время суток. Скорость техники таким образом можно увеличить на 40-50%, а производительность — на треть», — утверждает Денис Максимкин.

В свою очередь, Олег Стецюк отмечает, что в текущих реалиях проблема ресурсосбережения стоит остро, как никогда. «Причём под ресурсосбережением мы уже понимаем не только снижение расхода топлива, но также более рациональное расходование удобрений, СЗР, предотвращение переуплотнения почвы. Большой вклад в решение этих задач вносят современные электронные платформы и бортовые системы агромашин», — говорит специалист. Так, по его словам, использование систем навигации ГЛОНАСС и GPS обеспечивают эффективность применения такого стратегического инструмента, как агроменеджмент.

В предложениях Ростсельмаш — это уже хорошо знакомая аграриям платформа агроменеджмента РСМ Агротроник, рассказывает Стецюк. Она позволяет удалённо контролировать технологические процессы, оптимизировать режимы эксплуатации техники, управлять парком техники в режиме реального времени и предоставляет широкие возможности планирования работ. По словам специалиста, система РСМ Агротроник Пилот 1.0 в скором времени будет доступна и для тракторов Ростсельмаш.

«Интеллектуализация агромашин — это отраслевой тренд, который имеет в виду передачу электронике и автоматике максимум рутинных функций механизатора, агронома, инженера с целью упрощения работы с одновременным повышением её качества. Мы уверены, что будущее — именно за электронными системами», — заключает Олег Стецюк.

 

Источник: Агро инвестор

Следующая новость
Владимир Гамза: совершенно правильной будет выплата долга в адрес недружественных стран в рублях