В 2024 году будут сильно сокращены не только льготная ипотека, но и большинство государственных программ поддержки, считают эксперты ПАРТИИ ДЕЛА
В России могут быть ужесточены условия льготной ипотеки на первичное жильё. Подобные меры были разработаны в Госдуме и направлены на оценку в ЦБ и Минфин
По сообщениям ряда СМИ, парламентарии предлагают оставить программу только в регионах с низким спросом на недвижимость – с 1 июля 2024 года, а также поднять первоначальный взнос до 25% с нынешних 20% – уже с 1 января 2024 года. За дальнейшее повышение первоначального взноса по льготной ипотеке выступает и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По её мнению, есть риски перегрева на рынке.
«Видимо, в нынешней экономической ситуации подобные решения неизбежны. Почему? У нас, как оказалось, не все знают, что в России действуют весьма гуманные меры господдержки ипотечного кредитования. Можно получить кредит на покупку жилья в секторе «первички», то есть прямо у застройщика. Кроме этого, есть семейные программы – ещё более льготные. Как пример, для получения такой господдержки достаточно иметь в семье третьего и последующего ребёнка с российским гражданством. А все предыдущие дети в семье могут быть и без него. Например, если семья с Ближнего Зарубежья приезжает в РФ, и у них здесь рождается третий ребёнок, то он уже имеет российское гражданство по наследству, а далее – вот оно, право на льготную ипотеку», — сказал член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, публицист, автор известных книг «Почему Россия не Америка» и «Почему Америка наступает» Андрей Паршев.
Очевидно, что нынешние условия и рост ключевой ставки приводит к росту трат государства. В частности, если в этом году требуется около 150 млрд в год, чтобы сохранить эти госпрограммы, то в следующем понадобится уже 400 млрд, отметил эксперт.
«Кроме того, есть еще один момент, и так думают наши чиновники в управлении строительной области, эти программы льготного ипотечного кредитования активно используются не только теми людьми, кому она реально нужна, но и в инвестиционных целях. Инвесторы таким образом вкладываются в строительство, а им за это приплачивает государство», — добавил Андрей Паршев.
Разумеется, данной программой обеспокоены банки, которые занимаются подобным кредитованием. В принципе, они довольны ситуацией, когда государство помогает людям брать кредиты, что понятно: банки за счёт этого живут. Но иногда возникает парадоксальная ситуация:
«Ипотечная квартира принадлежит, по сути, банку, пока платежи за неё не закончились. И вот такие квартиры в залоге, оказывается, сейчас невозможно продать по цене кредита. Разница в цене на квартиры, на первичном и на вторичном рынке, достигла 40%. То есть, возник такой эффект «Мерседеса»: когда машина выезжает из салона, где его только что купили, он сразу теряет в цене 15%», — пояснил спикер.
Сокращение льготного кредитования неизбежно к началу следующего года. В том числе и потому, что ключевая ставка не будет резко снижаться, подчеркнул Андрей Паршев.
«Соответственно, процент по жилищному кредитованию также снижаться не может. Коммерческие банки не могут выдать кредит под меньший процент, чем они сами берут у ЦБ. А процент по льготным ипотекам зафиксирован в законе. Его так с ходу поднять нельзя. Либо изменить условия господдержки, либо сократить эти программы. По некоторым обрывочным сведениям, речь идёт о том, чтобы сделать эти кредиты более целевыми. Всё же не дело, когда государство оплачивает выгоду инвесторов. Это нехороший капитализм», — заключил он.
В свою очередь член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Владимир Гамза отметил, что в середине следующего года, скорее всего, будут сильно сокращены не только льготная ипотека, но и большинство государственных программ поддержки граждан, бизнеса и экономики в целом.
«Выборы пройдут успешно, а необходимого для выполнения обязательств бюджета не будет. С точки зрения разумного стимулирования экономического роста необходимо переходить от эксклюзивной модели финансовой поддержки экономики к инклюзивной. Надо создавать условия комфортной жизни и эффективной деятельности для всех, а не только избранных чиновниками. Если и применять эксклюзивные меры поддержки в особых условиях жизни и деятельности, то абсолютно для всех, кто живёт и работает в этих условиях», — заключил он.