Виталий Обедин: не вижу желания создать понятную схему северного завоза
Сильного воодушевления предлагаемый проект закона о северном завозе не вызывает, поскольку в нем не просматривается желание создать понятную схему, при которой завозить грузы будет удобно, а очередная попытка централизовать ресурсы, считает лидер Якутского отделения ПАРТИИ ДЕЛА, журналист Виталий Обедин
«Из того, что я увидел в законе, его главная задача – создание единого федерального координатора, который будет осуществлять общее регулирование. То есть мы говорим об очередном курирующем ведомстве, чиновничьей надстройке, которая оседлает транспортный и финансовый потоки и, в конечном итоге, превратится в еще одну структуру федерального подчинения, куда губернаторам нужно будет ходить на поклон, выбивая квоты и объемы», — уверен он.
По мнению эксперта, централизация была оправдана в Советском Союзе – с его плановой экономикой, управляемой системой распределения товаров и персональной ответственностью руководителей. В современных условиях она с большой вероятностью приведет к появлению дополнительного бюрократического звена между поставщиками и заказчиками.
«Вместо того, чтобы пересматривать сам принцип подхода к северному завозу, вовлекая в него преференциями, предусматривая льготные бюджетные кредиты на оптовые закупки, организуя в ключевых точках связанные в единую сеть транспортные хабы, складские и сортировочные комплексы, Минвостокразвития ударился в бюрократическое регулирование», — сказал Виталий Обедин.
Эксперт напомнил, что 50% Северного завоза приходится на Якутию, поэтому в ключевом регионе должна быть отдельная федеральная программа.
Напомним, законопроект о северном завозе, который предлагает ввести единого координатора процедуры и установить приоритетность грузов, внесут в Госдуму до марта 2023 года. Документ предусматривает распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, установит приоритет для грузов жизнеобеспечения; обеспечит трехлетний цикл планирования и переведет основную работу на цифровую основу.
Сейчас более 3 млн людей в 25 регионах России зависят от снабжения с применением северного завоза, а государственное субсидирование превышает 14 млрд рублей в год.