Виталий Обедин о предстоящих выборах: готовимся тщательнее, чем школьники к экзаменам
Политически активные якутяне наверняка отслеживают текущую обстановку в связи с предстоящими крупными выборами в Ил Тумэн и в Главы республики
Между тем уже в этом году пройдут выборы на местном уровне, которые станут своего рода разведкой боем перед важным 2023 годом.
Ранее мы уже сообщали, что в республике появился новый политический игрок — якутское отделение ПАРТИИ ДЕЛА. И хотя партия уже выдвигала кандидата в Якутске — в 2021 году от нее шел оппозиционный политик Владимир Федоров, именно политический сезон 2022 года станет для нее по-настоящему проверочным. Сможет ли она закрепиться в республике и какое значение будут иметь результаты голосования в районах, какая проводится на сегодня работа? На эти и другие вопросы редакции «Якутия.Инфо» ответил лидер якутского отделения Партии — журналист и общественный деятель Виталий Обедин.
ПАРТИЯ ДЕЛА готовится выдвинут кандидатов в местные советы депутатов в Усть-Янском и Мирнинском районах. Какое значение имеют эти выборы для партии?
— Поскольку региональное отделение создавалось накануне выборов (раньше просто не было возможности, Устав партии проходил перерегистрацию в Минюсте РФ) для нас кампании этого года – все равно что разведка боем. Сегодня мы заявляем о себе, учимся проводить собрания для выдвижения кандидатов, формировать списки, вести партийную работу… В минувшее воскресенье я, к примеру, впервые лично провел внеочередное общее собрание для выдвижения списков кандидатов. В процессе подготовки натурально ужаснулся количеству совершенно ненужных, бессмысленных формальностей за соблюдением которых, однако, бдят и ЦИК, и Управление Минюста.
Чем важны эти выборы? Если партия проявит себя на них удачно, то в следующем году нам не потребуется собирать подписи для выдвижения кандидатов в Ил Тумэн. А битва за парламент – основная цель на короткую перспективу. В последнее время у нас прямо отрицательная селекция в политике. Каждый новый созыв оказывается слабее и безвольнее предыдущего. А парламент — это не только законодательный, но и представительный орган. Как можно представлять интересы населения, если все время молчишь в тряпочку и голосуешь, как скажут?
Уже много раз говорил и повторю: Якутии нужна партия, которая сможет дать путевку в политику общественникам, гражданским активистам, лидерам мнений, просто честным и неравнодушным людям. Партия, которая не сольется, не продаст своего кандидата, даже если он сильно не нравится кому-то в верхах.
Появились ли кандидаты для выдвижения на выборах? Если да, то кто именно, в каких районах? Будешь ли выдвигать свою кандидатуру на этих выборах?
— Не буду лукавить – меня в основном знают в городе Якутске, и я гораздо лучше знаю проблемы столицы. Однако в столице выборов нет, и мы сейчас делаем упор на списки, чтобы получить по итогам выборов так называемую «политическую лицензию», дающую право выдвигать кандидатов без сбора подписей. По спискам выборы нынче будут проходить в Мирном, в городской совет депутатов, и Усть-Янском муниципальном районе. В Мирном у нас есть хороший сильный кандидат – местная предпринимательница Ирина Федорова, которую мы выдвинем во главе списка. С Усть-Янском пока сложнее. Как лидер регионального отделения я присутствую в списке и там, и там.
Есть ли среди кандидатов так называемые «технические»?
— Да, конечно. Я с людьми честен, поэтому сразу скажу: часть кандидатов является «техническими». Это те, кто без шансов получить мандат, но нужен, чтобы было обеспечено минимально требуемое количество людей в списке. Поэтому некоторые фамилии никому ничего не скажут, но это и не страшно. Политтехнологи и электоральные юристы профессионально шутят (на самом деле нет, не шутят, они это говорят абсолютно серьезно!): идеальный кандидат — это 18-летний молодой человек, который никогда нигде не работал, не учился и живет с родителями. В этом случае его вообще невозможно снять, потому что невозможно накосячить при предоставлении сведений о доходах, имуществе, справок с работы и т.д.
Вообще избирательное законодательство страшно забюрокрачено и ужасно формально. Законодатель – причем и федеральный, и республиканский – предпринял массу усилий, чтобы закопать побольше мин и расставить побольше подводных камней для желающих пойти в политику. Так проще снять, «отстрелять» неугодных. И остаются четыре основных парламентских партии с несколькими саттелитами, необходимыми только для дробления голосов.
Как в целом люди отреагировали на предложение выдвинуться от новой партии?
— По-разному. В основном зависит от того, как относятся ко мне лично. У нас же нет реальной межпартийной борьбы, люди не изучают программы партии, не особо заморачиваются логикой. Для некоторых важно только знать – этот за синих, этот за красных. Другие смотрят по лидерам и фронтменам.
По факту могу сказать, что в целом большой рекрутинг пока не проводили: сосредоточились на конкретных задачах. Есть много тех, кто готов поддержать и уже поддерживает, но не хочет участия именно как кандидат. Ну, потому что придется предоставлять массу документов и вываливать в пространство много персональной информации – сведения о доходах, имущества, образовании и т. д. и т. п. Многим такая публичность не нужна.
Есть те, кто откровенно выжидает – хочет посмотреть, как партия проявит себя, не разовый ли это проект, который осенью сдуется, насколько сильно Обедина будет, простите, гнобить власть, насколько умеренно или радикально партия будет позиционировать в рамках избирательной кампании.
Есть и готовые к участию в выборах, но конкретно в кампаниях этого года они себя не видят, однако наводят мосты на завтра. В основном это касается желающих штурмовать Ил Тумэн и Гордуму.
Идиосинкразии или резкого отрицания пока не вижу. У партии нет отрицательного бэкграунда, она не успела себя скомпрометировать в Якутии. Попытки диффамации и меня, и регионального отделения начали проводить сразу, с момента объявления о том, что нас зарегистрировали. Но это – дело привычное. Правластные медиа иначе просто не умеют работать.
Есть ли риск того, что выдвинуться не получится и если да, то как это отразится на ситуации – в частности, на предстоящих выборах в Ил Тумэн-2023?
— Я исхожу из оптимистичного варианта: все у нас получится. Правда, электоральный юрист, которого нам предоставил московский офис ПАРТИИ ДЕЛА, считает своим долгом каждый день увлеченно рассказывать мне все новые истории о том, как и за что снимают в разных регионах. Электоральное право — это прям минное поле и царство абсурда, где всем правят условности. С другой стороны, полагаю, что знание таких историй позволит передуть на всю воду, какую только можно. Поэтому выдвинуться – получится. Собственно, уже выдвинулись… главное дойти до финала. И, конечно, достучаться до людей на местах. Без их поддержки ничего не получится. А вообще политика – искусство возможного…
Есть ли у регионального отделения право выдвигать кандидатов без сбора подписей?
— Без сбора подписей мы уже сегодня можем выдвигать людей в главы муниципалитетов – главы сел, поселков, даже городов. А вот на выборах в местные представительные органы (советы депутатов) пока еще нужны подписи. Однако, учитывая, что население в районах и отдельных муниципалитетах невелико, число этих самых подписей тоже совсем небольшое – до 100 с небольшим. Уверен, мы без проблем соберем в 3-4 раза больше, проведем жесткий отсев любых, вызывающих сомнения, и сдадим идеальные. У меня был опыт сбора подписей в 2013 году в Ил Тумэн – требовалось сдать 96, мы собрали около 200, тщательно проверили все и получили регистрацию почти без замечаний. На последних же выборах в Ил Тумэн требовалось собирать уже по 800-900 подписей и это прям неприлично много. Такое жесткое требование закрыло путь в парламент Якутии многим.
Есть ли противодействие на местах к выдвижению?
— Напрямую пока не сталкивались, но заметили к себе неровное дыхание ЦИК. К примеру, у нас на выдвижении присутствовал аж начальник одного из отделений Центральной избирательной комиссии, обычно присылают кого попроще. Кроме того, Усть-Янский ТИК не разместил на своем сайте данные о выдвижении и требовании для регистрации кандидатов. Мы уведомили об этом Центризбирком, но в ответ получили лишь отписку – «да, они не разместили, и что?».
Но это мелочи. Прямого заинтересованного противодействия пока не было. И будет славно, если его не будет вообще. Хотелось бы хоть одни выборы провести без грязи.
Есть ли риск того, что выдвинуться не получится и если да, то как это отразится на ситуации – в частности, на предстоящих выборах в Ил Тумэн-2023?
— Выдвинуться у нас уже получилось. В ближайшие дни сдадим документы. В преддверии выезда на места оформляем уполномоченных от партии, «фиников» (финансовых уполномоченных), выписываем доверенности. Задачей номер два будет сбор и проверка подписей. Номер три – прохождение регистрации.
Всё у нас получится. А как иначе? Мы же прекрасно понимаем, что отношение к ПАРТИИ ДЕЛА будет совсем иным, чем к «Единой России», а также партиям лояльным властям – ЛДПР, «Гражданская платформа» и т. д.
И причин тому много: из-за обвинений в оппозиционности, из-за меня и моей позиции, которая всегда раздражала чиновников, из-за моей дружбы с Владимиром Федоровым, назначенного чуть не личным врагом главы Якутии, из-за открыто декларируемых планов бороться за места в парламенте, а не сговариваться за «объедки» с «Единой Россией»… Но главное – из-за желания реально менять ситуацию в республике.
Так вот, осознавая все это мы готовимся тщательнее, чем школьники к экзаменам. Перепроверяем все на несколько раз, вслух вычитываем документы, переносим данные из паспортов, справок, дипломов с точностью до запятой. Я последние две недели живу в натуральном бюрократическом аду! И именно поэтому все должно получиться.
Когда крайний срок выдвижения кандидатов? Успеваете ли по датам и сбору документов?
— Если не ошибаюсь, подача списков до 25 июля. Укладываемся.
Источник: Якутия инфо