Виталий Обедин: Якутия, где сгорело уже 800 гектаров леса, находится только в начале пожароопасного сезона - Партия Дела
Присоединиться
Фото: РИА Новости

По сообщениям РИА Новости, на территории Республики сейчас действуют четыре пожара в Усть-Майском, Олекминском, Верхоянском и Оймяконском районах.

Из года в год мы сталкиваемся с одной и той же историей – гигантские пожары, неспособность их оперативно устранить и поиск виноватых. В чем причины пожаров не только в Якутии, но и по всей стране? Можно ли подготовиться к этому и уменьшить количество подобных происшествий? Делают ли власти всё для предотвращения этой проблемы? На эти вопросы ответил лидер якутского отделения ПАРТИИ ДЕЛА, известный журналист, писатель Виталий Обедин.

– Якутия сейчас находится в самом начале пожароопасного сезона. Что такое 800 гектаров по сравнению с теми 9 млн га, что сгорели за май-август 2021 года?

Тогда, впрочем, сильно горела вся Сибирь, потери лесного массива составили около 17 млн га, после чего было принято решение усилить подготовку к пожароопасному сезону на всех уровнях. Финансирование только Якутии из федерального бюджета было увеличено более чем в 5,6 раз. В конце марта текущего года региональные власти отрапортовали о высокой степени готовности к пожарам. Правда, министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов оговорился, что сами по себе рапорты губернаторов мало, о чем говорят, и все будет зависеть от реальной степени готовности.

С этой готовностью, видимо, не очень справились, поскольку поиск виноватых начался досрочно. В 2021 г. власти до конца июня отрицали критичность ситуации и до середины лета уверяли, что «все под контролем», ссылаясь на тот факт, что годом ранее горело сильнее. В этом году уже сейчас введен режим ЧС в Олекминском районе, где огонь приближается к селу Чапаево, а зампред якутского правительства Дмитрий Садовников делает предупредительные заявления в адрес муниципальных властей – якобы они неправильно оценили масштаб пожара: «Крайне недовольны действиями муниципальных властей! Когда площадь пожара составляла всего 0,5 га, район сообщал о том, что в помощи не нуждается. В результате недостаточности принятых мер площадь, пройденная огнём, за эти дни возросла до 620 га, причём 300 га из них -верховой пожар».
По опыту прошлых лет можно с уверенностью говорить, что единственные, кого привлекают к ответственности по итогам пожаров, – чиновники муниципалитетов, главы сел и поселков. Выше уровень ответственности поднимается редко. В Якутии, к примеру, в прошлом году просто «замяли» историю с чиновником регионального правительства, который в 40 раз занижал показатели площади пожаров.

Насчет «выученных уроков». В прошлом году в Республике важную роль в тушении пожаров сыграли добровольцы, которые самоотверженно работали и проявили беспримерное мужество (один человек погиб, опахивая территорию на пути пожара). Но у местных властей не было средств на экипировку и обеспечение продовольствием этих людей.

Имея свободные руки, Республика не имела ни транспорта, чтобы их доставить в горячие (в прямом смысле) точки, ни инструмента, ни даже продуктов питания. Не было организовано каких-либо мобилизационных складов, не было никакого централизованного снабжения. Проблему решало само население региона, помогая деньгами и имуществом.

В этом году ошибки учли, какие-то запасы сделали и даже провели слет добровольцев, чтобы подготовить первичные группы к быстрому развертыванию. О депонировании запасов инструментов, обмундирования и сухпайков для добровольцев пока не сообщается, но надо полагать первичный запас есть.

Большие надежды власти Якутии сегодня возлагают на работу двух самолетов-зондировщиков, способных обстреливать облака серебром, искусственно вызывая осадки. Правда, не обходится без конфузов: в результате полета такого самолета в Намском районе Якутии произошло обильное выпадение осадков, что привело к повышению уровня воды на реке Алдан у села Арбын Намского района и подтоплению пониженных участков местности. Пострадали приусадебные участки селян. Вот уж не повезло людям: не сгорели, так утонули.

На сегодняшний день ситуация вполне терпимая. Площадь огня в масштабах такого гигантского региона (более 3 млн. квадратных километров) незначительна, его распространение более-менее контролируется. По-настоящему тяжелой ситуация может стать в июле-августе. Согласно прогнозам метеорологов, на которые ссылается министр природных ресурсов России Козлов, в августе Дальний Восток начнет гореть особенно сильно, причем больше всего достанется Красноярскому краю и Якутии.

Власти Республики пока не делали заявлений об аномально жаркой погоде, о недостатке осадков, о слишком тонком снежном покрове зимой, о зашкаливающем количестве «сухих гроз» и прочих «объективных ситуациях», на которые традиционно списывают свою неготовность или неспособность противостоять стихии. Это следует запомнить и учесть, на будущее.

На федеральном же уровне в пожарах обвиняют несознательное население, которое устраивает неконтролируемые и запрещенные палы. Якобы почти все пожары в Сибири, приведшие к уничтожению имущества, произошли по причине человеческого фактора. Совсем уж бредовые версии про то, что во всем виноваты диверсанты и оппозиционеры (в прошлом году доходило и до такого) еще не использовали. Видимо, приберегают до последнего.

Следующая новость
Как Центробанк устроил взрыв цен