Владимир Гамза: России нужно проводить импортную интервенцию
Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что на риски перегрева экономики необходимо вовремя реагировать, поскольку запоздалые решения могут потребовать сокращения деловой активности и даже рецессии. ЦБ ранее повысил ключевую ставку на один процентный пункт, доведя её до 13% годовых
Член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза в интервью официальному сайту Партии рассказал, что Центробанк в сегодняшней ситуации ведёт себя как минимум странно.
— Владимир Андреевич, видите ли Вы сейчас некий «перегрев» в экономике?
— На самом деле, глава ЦБ не выдумывает и говорит о формальных признаках, которые в нормальной экономике свидетельствуют о перегреве. У нас очень высокий потребительский спрос, который не может удовлетворить предложение и начавшийся рост инфляции. Именно с целью остудить потребительский спрос и повышают ставку рефинансирования. Но сейчас ситуация другая. В связи с СВО идёт большой объём выплат заработных плат военнослужащим, которые не обеспечены реальным производством, кроме того, наблюдается высокий уровень кредитования в оборонно-промышленном комплексе и огромном количестве смежных отраслей. На это накладывается инфляция по импорту в связи с ростом курса доллара. Всё это даёт признаки перегрева.
— Получается, повышение ключевой ставки оправдано?
— Нет, повышением ставки этот процесс остановить невозможно, потому что это решение ЦБ не затормозит развитие оборонно-промышленного комплекса, а значит, и поставку для него комплектующих и материалов. Любой рост цен в этой отрасли будет покрываться за счёт бюджета. Ну и ситуация с ускорением валютной инфляции остаётся сложной. Для меня вообще удивительно, как ключевой ставкой этот процесс можно остановить, так как он зависит от баланса экспорта и импорта. По моим оценкам, курс иностранных валют будет снижаться, потому что будет расти цена нефти на мировых рынках. Но повышенный спрос на кредитование в оборонно-промышленном комплексе в ближайшее время не исчезнет, как не исчезнут и выплаты участникам СВО.
— Как тогда на текущий момент покрыть разрыв между спросом и предложением в России?
— В первую очередь нужно усилить государственную поддержку тех предприятий, продукция которых потребляется внутри страны. В том случае, если мы не можем произвести что-то для удовлетворения спроса, нужно идти на закупки импорта. Такие возможности у федерального правительства есть, им накоплены огромные валютные резервы, поэтому совершенно точно мы можем идти на так называемую «импортную интервенцию». Есть ещё один аспект, почему это нужно сделать. Когда мы добываем полезные ископаемые и продаём их по экспорту, то получаем вместо товара бумагу. Доллары, евро или юани – неважно. Экспортёры выплатили заработную плату людям, но на эти деньги не появилась товарная масса. Поэтому спрос необходимо удовлетворять.