Владимир Орлов: Россия может стать одной из ведущих стран по экспорту вооружений ещё до окончания СВО
Из доклада Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), где сравнивался мировой экспорт вооружений и военной техники 2014-2018 годов с периодом 2019-2023 следует, что экспорт оружия Франции за последнее время увеличился на 47% и их доля рынка стала чуть выше, чем у России, оружейный экспорт которой упал на 53%
По этому показателю французы вышли на второе место, за ними идёт РФ, а на первом месте остаются США – их доля на рынке выросла до 42%.
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, военный эксперт Владимир Орлов в беседе с Накануне.RU рассказывает, что происходит с экспортом вооружений нашей страны и сможет ли ВПК России вернуть свою нишу после завершения СВО.
— На ваш взгляд, какая основная причина такого наращивания Францией экспорта вооружений? Связано ли это в первую очередь с экспортом на Украину или первостепенны другие причины?
— Франция традиционно является довольно крупным игроком на рынке вооружений, у неё достаточно развитые коммерческие производители. Но при этом нужно понимать, что сейчас Россия в большей степени сосредоточена на событиях в зоне специальной военной операции, поэтому можно сказать, что есть объективные причины по сокращению экспорта вооружений РФ.
Кроме того, сейчас у нас появились новые оперативные направления и поэтому основные усилия ВПК и всех наших предприятий, которые входят в этот конгломерат, связаны в первую очередь с тем, что необходимо наполнить вооружением новые угрожаемые направления. Ради этого были, кстати, воссозданы Московский и Ленинградский военные округа.
Поэтому да, пока Россия не будет возглавлять списки экспортёров вооружений. А что касается Франции – она действительно является основным поставщиком вооружений киевскому бандеровскому режиму, поэтому неудивительно, что, скажем так, количественные показатели в этих оценочных рейтингах выдвинули французов на более высокие позиции.
— Могут ли Россию «выдавить» из её традиционных рынков экспорта вооружений?
— Рынок вооружений достаточно консервативен, и если вы производите какую-то военную технику и думаете зайти на рынок какого-то государства, то маловероятно, что оно сразу начнёт у вас покупать массу всего. Вспомните пример из Афганистана, когда США вынуждены были покупать в России старые вертолёты, чтобы поставить их во вновь создаваемую афганскую армию. Опять же, нужно понимать, что это за государство, какому оружию в данном государстве наиболее «лоялен» персонал. Да, наверное, можно зайти на рынок и поставить какую-то партию вооружений, застолбить небольшое место, но нельзя сказать, что это произойдёт моментально и массово.
Поэтому повторюсь – рынок вооружений достаточно консервативен и в основном операторы вооружений, которые привыкли к определённым поставщикам, стараются работать именно с ними. Особенно это касается Африки и Ближнего Востока, где существуют определённые «привычки» у местных операторов к определённым классам.
—То есть после завершения СВО, скорее всего, получится снова нарастить экспорт вооружений?
— Как бы это ни прозвучало, но спецоперация в какой-то мере является рекламой российского вооружения. И конечно, традиционные потребители оружия очень внимательно смотрят на все то, что происходит в зоне СВО.
Недавно была выставка вооружений на Ближнем Востоке, и к нашим стендам было повышенное внимание, особенно интересовали наши новинки, которые были показаны именно в зоне СВО. Поэтому я не исключаю, что после того, как Россия завершит спецоперацию, а может, и до её окончания, когда наши боевые порядки и новые угрожаемые направления будут насыщены необходимым вооружением – возможно, Рособоронэкспорт вернётся на старые рынки и предложит там уже опробованные новинки.
— Что будет востребовано в первую очередь? Что показал опыт СВО?
— Все зависит от того, какое оружие поставщик и производитель захочет выставить на рынке. Мы же прекрасно понимаем, что на экспорт поставляются так или иначе какие-то «обрезанные» версии. Те же американцы не доверяют даже своим близким контрагентам, у них же есть комплектации для внутреннего рынка, есть модели на экспорт, а есть вооружение для так называемых партнёров по НАТО. И все эти версии отличаются определёнными характеристиками, начинкой.
Взять в пример те же «Абрамсы», которые были поставлены в распоряжение киевского бандеровского режима – по современным меркам это достаточно примитивное оружие, которое соответствует войне уровня «Буря в пустыне», которая была в Ираке в 1991 году.
Вероятно, это будут какие-то улучшенные артиллерийские системы, модернизированные танки с учётом тех особенностей специфики применения в условиях СВО. Кроме того, я уверен, что это будет целое семейство различных БПЛА; модернизированные крылатые ракеты, планирующие авиабомбы, которые, можно сказать, получили прекрасную рекламу от всего западного сообщества СМИ – лучше рекламу для наших УМПК (управляемый модуль планирования и коррекции) трудно было придумать.
Возможно, это будут и средства связи, электроника, которые сейчас появляются в наших вооружённых силах – не секрет, что мы вошли в спецоперацию с достаточно посредственными тактическими средствами связи, а сейчас понемногу эта ситуация улучшается, основные производители этой электроники получают определённый опыт применения новых видов средств передачи данных, и на основе этого опыта, вероятно, появятся новые системы, которые также могут быть предложены покупателям нашего оружия.
— Однако чем-то ведь другие экспортёры привлекают покупателей, кроме самих вооружений? Чего не хватает нашему ВПК, техобслуживания, сервиса, чего-то ещё?
— Наше вооружение традиционно было в нижнем ценовом сегменте глобального рынка вооружений. Но если мы посмотрим на те же США, они работают немного по другому принципу: они создают глобальные цепочки коопераций. То есть они «подсаживают» покупателей своего вооружения не только на само изделие, но также и на спектр различных услуг, начиная от банального техобслуживания, заканчивая предоставлением пользователям своего вооружения каких-то глобальных данных. Условно говоря, они подключают их к системам GPS, системам глобальных сетей передачи данных, услугам получения какой-то разведывательной информации.
Возможно, нашему ВПК тоже стоит подумать о каких-то глобальных сервисах, которые он сможет предоставить в распоряжение потребителям нашего вооружения. Может быть, получится выйти и на новые рынки покупателей.
— Таким образом и складывается та самая консервативность?
— Конечно, когда потребитель привязан ко всем этим «бонусам», ему достаточно сложно выйти из этих цепких лап американского ВПК.
Источник: Накануне.RU