Власти Республики Алтай не могут решить проблему нехватки учителей
Жители Республики Алтай жалуются на нехватку школьных учителей. Проблему признают и на официальном уровне
Ещё в марте о ней в телеграм-канале написала мэр региональной столицы Ольга Сафронова. Тогда она поручила чиновникам приступить к «реализации большой работы по формированию кадровой политики города в сфере образования». Неизвестно, насколько рьяно подчинённые бросились выполнять поручение своего руководителя, но спустя несколько месяцев кадровый кризис в сфере образования, похоже, только усилился.
В конце октября в городских образовательных организациях «повисли» 164 вакансии. «В школах особенно не хватает учителей русского языка и литературы, начальных классов, математики, физики, музыки, технологии, информатики, физкультуры, химии и биологии», — признали в мэрии Горно-Алтайска. Жители республики в комментариях к публикации о наборе педагогов на портале «Новости Горного Алтая» живо откликнулись на мобилизационный призыв чиновников.
«Платите хорошую зарплату и займут все вакансии, а то оклад 8800 руб с доплатой до минималки, работаем по высшей квалификационной категории, получаем 18600 руб на руки, и кто пойдет к вам работать? А вторая ставка оплачивается по окладу, таким образом за 2 ставки 25000 руб на руки. Это куда годится?», — написал пользователь с ником «Эл» (орфография сохранена) и собрал 92 «лайка» под своим мнением.
Люди устали ждать от исполнительной власти результатов этой самой «большой работы по формированию кадровой политики в сфере образования» и стали требовать, наконец-то, на деле решать острейшую для них проблему. Первыми потеряли терпение жители села Манжерок и написали коллективное письмо главе Майминского района, в котором поинтересовались – доколе такой важный предмет как математика у школьников с первого по 11 класс будет вести один педагог? Когда в местной школе появятся долгожданные учителя физической культуры, биологии, информатики? Почему нарушаются конституционные права детей на качественное образование?
Школа в Манжероке особенная тем, что она стала лакмусовой бумагой общего состояния образования в республике. Рядом с селом расположен огромный всесезонный курорт, администрация которого в 2022 году помогла построить новое здание мастерских для школьных занятий по технологии. На открытие объекта приехал глава Горного Алтая Олег Хорохордин, сфотографировался с детьми, много улыбался и раздавал грамоты.
«Теперь здесь есть класс для девочек, где юные хозяйки научатся вести домашнее хозяйство и шить, а также два класса для мальчиков, где они получат возможность заниматься металло и деревообработкой с использованием новейшего оборудования», — сказал тогда руководитель республики. Увы, но нет, Олег Леонидович. Педагога технологии для ребят тоже ищут, и, скорее всего, искать будут долго.
В сентябре этого года и само здание школы капитально отремонтировали. Но проблему с нехваткой педагогов так и не решили. Здесь терпение родителей школьников и лопнуло: 233 ученика, хорошая материальная база, обновлённое здание, отличная детская площадка, внимание крупного инвестора, большие вложения. Но всё это только красивая декорация, которая без наполнения кадрами существовать не может. Новейшее оборудование само по себе никого и ничему не научит.
«Я уже сейчас начинаю бояться – как мой сын-шестиклассник будет сдавать ЕГЭ? Математика – один из основных предметов, а у нас один учитель на школу! О каком качестве образования может идти речь? Кто-то нанимает репетиторов, кто-то возит детей в другие школы. Но это дополнительные расходы, неудобства и не все могут позволить себе так образом решать вопросы учёбы детей. Многие просто в отчаянии. Сейчас из каждого утюга говоря о том, как важно быть образованными, успешными и что мы видим на деле? Учить-то некому. Почему мы при такой шикарной школе мы должны чувствовать себя ущербными и обделёнными», — на условиях анонимности говорит одна из членов родительского комитета Манжерокской школы.
Проблему, по мере сил и возможностей, пытается решать член ПАРТИИ ДЕЛА, депутат Совета Майминского района Александр Дударев. Он считает, что красивейшая природа Горного Алтая стала для региона подарком и проклятием одновременно.
«После того, как эти места стали курортными, цены на недвижимость взлетели многократно. Арендные ставки очень высокие, поэтому даже если школа и пригласит педагога, то его зарплата не покроет даже эти расходы. Нужно строить социальное жилье, его катастрофически не хватает. Возить учителей из Горно-Алтайска тоже не вариант, там тоже огромная проблема с педагогическими кадрами. Нужно или как-то договариваться с инвестором курорта «Манжерок» или просить помощи у республики», — говорит он.
Александр Дударев отмечает, что корень проблемы он видит в самой структуре экономики Горного Алтая. Сделанная ставка на развитие туризма позволяет частично решить проблему занятости людей, но не наполняет муниципальные и региональные бюджеты.
«Большая часть турбизнеса находится в «серой» зоне, а это значит, что налогов на решение социальных проблем она не приносит. Власть видит: люди заняты, ну и хорошо, пусть работают на себя. Это отлично, но параллельно нужно развивать сельское хозяйство и перерабатывающие производства, обновлять электроснабжение, и всю хозяйственную инфраструктуру. Так мы получим деньги на медицину и образование, а пока можем только аврально латать дыры в кадровом обеспечении через обращения в прокуратуру. Пока мы этим занимаемся, целые классы получают огромные проблемы с поступлением детей в вузы и вообще с нормальным будущим», — подчёркивает депутат.
Ситуация вокруг Манжерокской школы показала, что размышления чиновников о том, что «мы построили школу, мы молодцы, что вам ещё нужно» давно не актуальны.
О срочной необходимости системного подхода к образованию не только на региональном уровне, но и федеральном говорит и член Совета регионального отделения ПАРТИИ ДЕЛА в Республике Алтай, педагог с 40-летним стажем Екатерина Якушевская.
«Сейчас кадровый вопрос в школах гораздо острее, чем вопрос их строительства или реконструкции. Учителей не хватает, поэтому, как только появляется новый сотрудник, на него сразу наваливают огромную нагрузку, кучу ненужных конкурсов и всевозможных обучений. Это тонны ненужной работы и масса потраченного впустую времени, когда всё есть в электронном варианте. Естественно, ни один нормальный человек такой нагрузки не выдерживает. Вся система работает таким образом, что учитель вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями, через всевозможные аттестации кому-то доказывает, что он может на этой должности работать», — делится своим мнением специалист.
Что касается конкретно нашего региона, продолжает Екатерина Якушевская, то у нас с развитием туризма стал востребован обслуживающий персонал. Зарплата горничной в хорошем отеле выше учительской в несколько раз. Чтобы вернуть людей в школу нужно вводить региональные надбавки, а денег в дотационном бюджете республики на это нет.
«У меня 11 знакомых очень хороших учителей ушли работать в туристическую сферу администраторами и уборщицами. Причина – профессиональное выгорание и низкая оплата труда. Там у них нет психологического давления, колоссальной ответственности, массы непрофильных заданий. Поэтому сколько бы мы не говорили о подготовке молодых кадров, замечательных новых школах, никакого решения проблема нехватки педагогов не получит», — уверена она.
Екатерина Якушевская подчёркивает, что хроническая недоученность сильно скажется на будущем Горного Алтая. Уже сейчас республика начинает ощущать кадровый голод в разных областях, а решение этой проблемы напрямую зависит от качественного образования и профориентационной работы в школах. Этой важной работой заниматься некому и через 15-20 лет регион потеряет человеческий капитал.
«Пока работа чиновников над исправлением ситуации в основном сводится к походам по вузам с лекциями о важности труда педагогов. Студенты и без них это понимают, слушают и потом идут работать чиновниками и полицейскими. Поэтому вместе с лекциями нужно предлагать хороший социальный пакет, достойную зарплату и перспективы получения жилья. И тогда проблема решиться не только в Манжероке, но и в десятках других школ республики», — заключила педагог.