На фоне усиливающегося санкционного давления и новостей о запрете стран Европы на выдачу виз россиянам, жители России все чаще отдают предпочтение внутреннему туризму. Помимо традиционно популярных направлений – Сочи, Москва и Санкт-Петербург, в топ-10 туристических субъектов в 2022 году вошла и Республика Дагестан. Прирост туристов там за два последних года увеличился на 60%, а их траты возросли более чем в два раза. К таким выводам пришли аналитики Сбербанка, изучив обезличенные данные о транзакциях россиян.
О том, почему Дагестан стал центром притяжения туристов и инвесторов, в этом интервью рассказал Буниямин Магомедов – адвокат, лидер дагестанского отделения ПАРТИИ ДЕЛА и общественник.
В 1999 году при вторжении международных боевиков Буниямин Магомедов командовал подразделением в Кадарской зоне республики Дагестан, после работал в правоохранительной системе, следователем следственного отдела Махачкалы. С 2002 года занимал должность в областном комитете по содействию правоохранительным органам Саратовской области, однако в 2017 году вернулся в родную республику, чтобы помогать ее развитию.
– Буниямин Демюрбекович, с 2020 года Вы занимали пост заместителя председателя Общественной палаты Республики Дагестан. Почему Вы решили прекратить эту деятельность? С какими проблемами и предложениями чаще всего обращались граждане в Общественную палату?
– Дело в том, что работа в Общественной палате и одновременное членство в политической партии, согласно федеральному закону, невозможно. В июле 2022 году я был вынужден выйти из состава Палаты, потому как вступаю в ПАРТИЮ ДЕЛА. Общественная деятельность как ключевой элемент гражданского общества подразумевала общественный контроль не только над органами власти, но и над всеми другими процессами, которые происходили в регионе и вызывали живой интерес у народа. Это и тема жилищно-коммунальных хозяйств, и туризма, и пандемии коронавируса, вопросы обманутых дольщиков, землеотведения, завышенных тарифов на электроэнергию. Это больные и животрепещущие проблемы, мы на них оперативно реагировали: приглашали представителей общественности, министерств, ведомств, муниципалитетов и экспертного сообщества, организовывали обсуждения, во время которых стороны приходили к компромиссу.
– Общественная палата России ежегодно публикует рейтинг регионов по уровню развития некоммерческого сектора. Дагестан, к сожалению, второй год подряд не входит даже в топ-50 субъектов по этому параметру. Хотя, как известно, он напрямую связан с уровнем активности гражданского общества. Как Вам кажется, действительно ли «третий сектор» республики испытывает какие-то трудности? Если да, то с чем это связано?
– У нас достаточно активное и зрелое гражданское общество. И в этом плане вызывает уважение работа Общественной палаты Республики Дагестан, где проходят регулярно многочисленные заседания, круглые столы, слушания по самым актуальным вопросам жизни республики. Эти мероприятия не формальность, они проходят живо и интересно. В регионе также работает координационный совет некоммерческих организаций, который возглавляет Шамиль Хадулаев.
Институты гражданского общества в какой-то степени уже доказали, что общественный контроль за властью – это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Видно, что власти прикладывают усилия для стимулирования развития некоммерческого сектора. В 2021 году, например, в Дагестане в третий раз прошел Форум некоммерческих организаций Юга России, его ежегодно организует Министерство национальной политики республики. Более того, всего несколько месяцев назад я стал одним из разработчиков регламента создания общественных советов при министерствах Республики Дагестан. Меня к этой работе привлекли в качестве практикующего юриста, эксперта в данной сфере. Благодаря созданию документа, компетентные специалисты могут полноценно участвовать в работе общественных советов при органах исполнительной власти. Контролировать их работу и предлагать собственные инициативы в области здравоохранения, образования, благоустройства, развития туризма.
Сегодня в Дагестане очень много организаций, которые занимаются общественной деятельностью. Их направления работы разнообразны – от морально-нравственного воспитания детей до пропаганды здорового образа жизни. Отдельно хотелось бы выделить спортивный блок – вы знаете, как много наша республика подарила стране спортсменов, известных на весь мир. Сказать, что развития гражданского общества у нас в республике нет, я не могу. Дагестанские благотворительные фонды, религиозные объединения и союзы коренных народов участвуют во всероссийских форумах, взаимодействуют с другими региональными НКО. Народ у нас отзывчивый и милосердный, в работу общественных организаций с каждым годом включается все больше молодежи.
– Вы уже несколько раз сегодня коснулись темы развития туризма. Как Вы оцениваете текущее состоянии индустрии отдыха и развлечений в Республике Дагестан? Должны ли власти региона, по Вашему мнению, способствовать увеличению турпотока?
– С приходом Сергея Алимовича инвестиционный климат заметно улучшился, серьезная работа проведена и в кадровой политике республики. Реализуются различные проекты индустрии туризма, социально-экономического развития, промышленных парков. Важно упомянуть и территории опережающего социально-экономического развития (ТОР): город Каспийск и «Дагестанские Огни», которые располагаются на берегу Каспийского моря. На эти две зоны власти делают упор, и это приносит результаты – инвесторы начинают интересоваться Дагестаном. Сегодня инвестиционный портфель составляет 400 млрд рублей – это достаточно весомый показатель.
Кроме того, еще несколько лет назад Дагестан считался регионом, в который небезопасно приезжать туристам. Сегодня этот стереотип разрушен. По последним данным, 18% ранее отдыхающих в Сочи переориентировались на Дагестан. Почему? Потому что здесь зона особого комфорта, атмосфера дружелюбия, к гостю особое отношение.
– Какие из туристических проектов, которые сегодня реализуются в республике, кажутся Вам наиболее перспективными?
– Совсем недавно СМИ писали, что в связи с ростом турпотока в Дагестан рассматривается возможность создания новой курортной зоны на побережье Каспийского моря в республике. Протяженность береговой линии в республике 550 км, и только 2% используется по назначению. Это важное направление, благодаря которому регион будет развиваться комплексно: появятся новые рабочие места, малый бизнес станет активнее, качество услуг выйдет на новый уровень.
К тому же Дагестан – это действительно уникальная республика, с невероятно красивой природой и интересной историей. Помимо замечательных пляжей, у нас есть Сулакский каньон, Салтинский подземный водопад, древняя цитадель Нарын-кала в Дербенте и множество других достопримечательностей.
– До недавнего времени Ваше имя было известно в Дагестане прежде всего из-за Вашей адвокатской и общественной деятельности. Однако теперь оно неразрывно связано с ПАРТИЕЙ ДЕЛА. Расскажите, как Вы приняли решение стать политиком? И почему выбор пал именно на эту политическую партию?
– У меня всегда было огромное желание заниматься независимой политической деятельностью. Однако для меня было важно найти единомышленников. Чтобы соратники были представлены как в городских, так и в районных собраниях. Хотелось сделать регион и страну лучше, а политика – эффективный инструмент достижения такой цели.
ПАРТИЯ ДЕЛА, в первую очередь, привлекла тем, что в ней состоят представители дела, которые не красивыми словами, а реальными поступками выражают свою любовь к стране. Многие из членов партии участвуют в развитии агропромышленного комплекса страны, создают сельхозпродукцию, которая жизненно необходима России. Эти специалисты трезво смотрят в обозримое будущее, желают своей стране лучшего и преследуют цель окружить себя такими же патриотами. Мои однопартийцы не прикрываются какими-то либеральными ценностями, не ждут развития сверхтехнологий, они здесь и сейчас создают комфортные условия для работы людей на земле.
Я считаю, что сегодня стратегия развития агропромышленного комплекса в нашей стране устроена неэффективно. Назрела необходимость ее пересмотреть, усилить поддержку со стороны властей. Дагестан – один из ключевых агропромышленных регионов России, потому эти идеи мне особенно близки. Речь не только о том, чтобы дать фермерам и аграриям больше денег, а разработать механизмы, помогающие им работать даже в условиях постоянно растущих цен на строительные материалы, корма, нехватки земель. По поводу предоставления земельных участков возникает очень много проблем, это тема, в которой есть множество нюансов. Честные труженики должны иметь право получить землю, чтобы вести свой бизнес, развивать обрабатывающую промышленность.
– В 2020 году ПАРТИЯ ДЕЛА столкнулась с рядом сложностей в ходе избирательной кампании в Дагестане. В частности, были зафиксированы нарушения при проверке подписей избирателей, собранных для участия в выборах в городское собрание депутатов Кизляра. С таким давлением партия не раз встречалась и в других регионах России. В 2021 году Вы были руководителем Регионального общественного штаба по наблюдению за выборами в Дагестане. Как Вам кажется, поможет ли этот опыт в решении подобных проблем, если они возникнут во время следующих выборов?
– В рамках своей деятельности в 2021 году я действительно возглавлял Региональный общественный штаб по контролю за выборами депутатов в Государственную думу и Народное собрание Республики Дагестан. Там я непосредственно окунулся в избирательную кухню, мы готовили корпус наблюдателей, который в последующем делегировали на избирательные участки. Эти люди были абсолютно независимы от политических партий. Такой большой серьезный кластер работы был совершен, взаимодействовали с нами порядка 4700 человек – только одних наблюдателей на территории республики мы подготовили более 4 000 человек. Среди них были всевозможные эксперты, юридические отделы, мобильные группы, специалисты в области избирательного права – все эти люди не один год занимаются избирательными кампаниями. За эту деятельность я был отмечен президентом России Владимиром Путиным, а наш Региональный общественный штаб вошел в число лучших штабов субъектов страны. Кроме того, в 2021 году был создан Центр обработки информации – ситуационный центр, где в режиме реального времени мы отслеживали ход избирательной кампании, смотрели, есть ли нарушения.
Безусловно, это колоссальный опыт, я верю, что в будущем он поможет ПАРТИИ ДЕЛА преодолеть любые сложности, которые возникнут в ходе избирательных кампаний. Однако надеюсь, что мы будем, как и прежде, работать в рамках правового поля, и это позволит нам избежать неурядиц.