Юрий Крупнов дал оценку идее ограничения продажи алкоголя для исправления демографической ситуации
Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов объявил о сокращении с 1 марта 2025 года времени продажи крепкого алкоголя в будни: с 12:00 до 14:00. Причина радикальной борьбы с употреблением спиртного — «Вологодчина и Русский Север вымирают»
Приведут ли ограничения на продажу алкоголя, предложенные губернатором Вологодчины, к снижению его потребления и оздоровлению населения, разбиралась «Фонтанка».
Издание отмечает, что Россия уже переживала периоды ограничений на продажу и употребление спиртного. Самое яркое воспоминание — «сухой закон» от 1985 года, известный как горбачевская антиалкогольная кампания. На этот период пришёлся рост рождаемости, которой начался в 1981 году, с 1985-го стремительно устремился ввысь и достиг пика в 1987 году. И непонятно, как на нее сумела повлиять трезвость.
Член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов отмечает, что рост рождаемости во второй половине 1980-х, ни снижение смертности никто серьезно не изучал.
«Для нас это феномены. Возможно, было комплексное влияние: началась перестройка, и люди в нее поверили. Кто помнит, это был общественный всплеск самознания, который нельзя сводить к только трезвости»», — считает он.
Оценивая инициативу Георгия Филимонова, эксперт называет ограничение доступа к алкоголю очевидной мерой и эффективной: «Прежде всего потому, что будет меньше разнузданного питья и проблем, которые за ним следуют. Губернатор Вологодской области пытается, исходя из имеющихся инструментов, а их очень немного, воздействовать на алкоголизацию». Юрий Крупнов сильно сомневается насчет роста рождаемости за счёт того, что люди станут меньше пить.
«Временно, наверное, возможно. Но чтобы изменить ситуацию, надо менять сложившуюся модель полуторадетной семьи. От того, что пить станут меньше, она не изменится», — подчеркнул он.
Эксперт считает, что ограничения на продажу алкоголя — технический инструмент, его надо использовать без ожидания революционных изменений. Потому что если параллельно с запретительными мерами нет условных стимулирующих (роста высокооплачиваемых рабочих мест, социальной инфраструктуры — больниц, школ, возможностей для интересного досуга), эффект от ограничений будет, но временный и незначительный.