Юрий Крупнов о предмете «Семьеведение»
Поможет ли предмет «Семьеведение» решить демографические проблемы России, нужно ли это делать в школе и в чём главная проблема современной семьи информагентству «Сигнал Урал» рассказал член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов
— Юрий Васильевич, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений выступил с инициативой ввести в школах с начальных классов предмет «Семьеведение». Думаю, это не первая такая идея, как вы прокомментируете в принципе, такой подход, может ли он сработать?
— Я думаю, что такой учебный предмет в школе вообще не нужен, это не учебный предмет. На него отведут, в лучшем случае, час в неделю, вести его будут неподготовленные люди. И ещё один момент: даже название – «ведение», предполагает традиционный подход к образовательным дисциплинам, но семья – это не вопросы, которые нужно запомнить наизусть, выучить, ответить своими словами на вопросы, как обычно, в школе делают.
— Но ведь про нормальную семью детям как-то надо рассказывать, не у всех есть адекватный домашний пример…
— Конечно, работу с молодёжью надо вести, но это должна быть внешкольная работа, внеурочная. Это должны быть не уроки с нотациями, параграфами, учебниками и т.д. это должно быть самоопределение людей в дискуссии, знакомство с реальными семьями, с реальными проблемами.
Ситуация понятна. Люди в отношении и образования и проблемы семьи, пытаются все решать самым простым способом: если что-то где-то «западает», надо ввести учебный предмет. Это уже отработано – ввёл учебный предмет и все вопросы будут решены. Как минимум, это наивно, но главное, непрофессионально. Прискорбно, что и наши депутаты часто в этом направлении идут, вместе с Минпросветом. Все будут решать колоссальную всемирно-историческую проблему семьи, а распад семьи – это планетарный процесс, бюрократическими способами, да еще попиарятся на этом.
— Митрополит высказал опасение, что если с детства мы не научим ребят правильным семейным ценностям, то к 13 годам их YouTube научит чайлдфри и всему такому прочему. Но если дети смотрят YouTube, может там и позитивный семейный опыт можно транслировать. Знаете такие примеры
— Да, YouTube, кстати может больше пользы принести. Есть различные ресурсы, где рассказывается про прекрасные многодетные семьи. Я помню шикарные ролики были в Воронежской области два года назад в YouTube и в VK выложены. Это проcто было эстетически красиво, привлекательно и прекрасно.
Поэтому, вопрос не в YouTube. В современном мире нет готовых решений. Это всемирно-историческая проблема семьи, ключевая для России и для мира. А её обсуждают и предлагают решения на уровне бытового вопроса. Ну, вот дверь плохо закрывается – надо бумажку подоткнуть между косяком и дверью. Вот примерно такого уровня решение – давайте введём урок один час в неделю, который никто не будет слушать, на котором не будет ответственных преподавателей.
— Ещё один тезис – если мы не займёмся вопросом рождаемости, через 30 лет наши земли будут занимать другие народы. Есть ли статистика, насколько реально меняется этнический состав в России, насколько этот процесс заметен?
— Этнический состав меняется, слава богу, медленно, порядка 1% составляет изменение соотношения, условно говоря русских и приезжих. Но главный вопрос не в этом, а в том, что людей становится меньше и к концу столетия, если будут продолжаться нынешние демографические тенденции, нас останется половина. С уменьшением на определённое новое число будет давление миграции возрастать, а миграционной политики у нас нет. Поэтому, будет то, что называется этно-демографическим замещением. Но и здесь вопрос не в рождаемости.
— А в чём?
— Рождаемость – это следствие, а вопрос опять же в семье. И если мы обсуждаем заявления представителя Церкви, то интересно было бы понять, как Церковь видит проблему семьи. Хорошо, а можете сформулировать проблему семьи? И потом, дать что-то серьёзное, что с этим делать, потому что если будет крепкая устойчивая семья, с устойчивым экономическим базисом, то будет и рождаемость. Рождаемость – следствие. Исходно, разрушена семья.
Ситуация такая: на телеге мы можем доехать до соседней деревни. Но чтобы добраться за сутки до Австралии, нужен самолёт. В существующей системе координат мы ничего не добьёмся. В лучшем случае мы чуть-чуть улучшим социальное положение нашей чудовищно недофинансированной российской семьи. Чтобы увеличить число семей с тремя-четырьмя детьми – нужна социальная революция.
Нужна другая индустриализация, чтобы мужчина профессионально рос, создавал такой продукт, чтобы его покупали по всему миру, вытаскивали свои доллары, динары и юани, и мужик достойно зарабатывал на четверых детей, на жену, на себя. Нам нужна новая форсированная индустриализация, нам нужна другая урбанизация. Нужно, чтобы система «дом + квартира» стала стандартной для многодетных семей. Это совершенно другой подход в логике малоэтажной застройки, а не мегаполисная урбанизация со «скворечниками». Это 7 -10 разных революций – в здравоохранении, в образовании, в других сферах. Тогда семья задышит.
Отдельно нужен нацпроект, посвящённый мужчине. Будет он нормальный, вокруг него будет семья, это очевидно. А женщины у нас прекрасные. Проще на Марс добраться, терраформировать его и колонизировать, чем восстановить семью в её полноте и сделать так, чтобы половина всех семей в стране были с тремя-четырьмя детьми, и они жили не за чертой бедности. Вот задача, которую должно решать Правительство РФ, правительство каждого субъекта с утра до вечера.