Юрий Крупнов: Правительству РФ стоит помнить кота Матроскина
Попытки заткнуть дыру в бюджете новыми налогами могут привести к общенациональной катастрофе
Попытка правительства РФ ограничить дисконт в цене на нефть Urals к цене на нефть Brent выявила глобальную проблему, затрагивающую не только нефтедобывающий сектор, но и всю российскую экономику.
И острота её такова, что при отсутствии решительных мер со стороны правительства мы можем столкнуться с разломом государства — только не территориальным, а государственно-корпоративным. Фактически речь идёт о фундаментальной угрозе национальной безопасности, — убеждён член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Не будем вдаваться в подробности, из чего складывается разница в стоимостях сортов нефти и каким образом доходы от продажи «чёрного золота» облагаются налогом. Важно то, что бюджет на 2023 был сверстан исходя из прогноза цены Urals в размере $70,1/барр. Но с середины октября прошлого года она стала падать и по итогам января она составила всего $49,48. Соответственно, при нынешнем уровне налогообложения, бюджет может недосчитаться кругленькой суммы. Правительство, понятное дело, допустить этого не может. Поэтому хочет нивелировать эффект снижения цены нефти Urals по отношению к Brent для доходов бюджета.
Для того чтобы договориться о том, как это будет происходить, вице-премьеру Александру Новаку пришлось проводить специальное совещание с участием топ-менеджеров нефтяных компаний и министра финансов РФ Антона Силуанова. По его итогам была достигнута договоренность об ограничении дисконта цены Urals к Brent в расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на добавленный доход (НДД) и обратного акциза на нефть. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект.
Однако Юрий Крупнов не считает ситуацию нормальной.
— Я бы не стал говорить, что нефтяники согласились с решением правительства. Скорее, они не стали протестовать против него. А это две большие разницы. Напомню, до этого они отказались от добровольного взноса в РСПП (с инициативой ввести добровольный однократный взнос в бюджет для крупного бизнеса впервые выступил середине декабря 2022 года первый вице-премьер Андрей Белоусов. Это предложение основывалось на том, что многие компании по итогам года получили прибыли выше ожидаемых — прим. ред.)
«СП»: — А почему они должны были соглашаться? Сегодня в РСПП предложат сделать добровольный взнос, потом еще куда-нибудь, и ещё. Так от прибыли ничего не останется.
— Вопрос не в том, что компании денег пожалели, а в том, что стремительно начинает худеть бюджет. Но предприниматели, и не только нефтяники, категорически не согласны с тем, как государство собирается его пополнять.
Для пополнения бюджета есть всего два пути. Первый — это увеличить налогооблагаемую базу. То есть, говоря другими словами, нужно вложиться в развитие промышленности и реального сектора экономики. В него надо инвестировать, делать капитальные вложения. А второе направление — это увеличение налоговой нагрузки на существующие источники доходов, которые ещё на самом деле и уменьшаются ко всему прочему. Наше правительство совершенно очевидно идет по пути увеличения фискальной нагрузки. А она в России и так выше по сравнению с развитыми странами, куда ж еще увеличивать? К тому же увеличение фискальной нагрузки без развития экономики в перспективе приведет к общенациональной катастрофе.
«СП»: — Всё так страшно?
— Тут возникает принцип обратной положительной связи. Чем больше средств фискально изымают из экономики, тем экономика становится все уже. Она буквально скукоживается. А чем больше она скукоживается, тем больше средств требуется из нее изымать, чтобы пополнить бюджет — налоговые поступления ведь уменьшаются. И в итоге мы оказываемся в ситуации, когда уже приходится говорить о дестабилизации по разным направлениям, которые будут связаны неограниченной фискализацией и изъятием средств.
Причём этот процесс будет нарастать по мере усиления действия санкционных ограничений со стороны США и ЕС.
Так что правительству нужно перестроить систему и начать создавать новые источники доходов, то есть начать создавать и расширять налогооблагаемую базу. Иначе будет беда.
«СП»: — Сейчас очень большие налоговые поступления идут из нефтегазового сектора. Может ли увеличение налоговой нагрузки на него привести к тому, что Россия опять плотно сядет на нефтегазовую иглу?
— На самом деле мы так на ней сидим. Может идти речь только о некотором увеличении объемов. Проблема не в этом, а в том, что увеличение налоговой нагрузки может взорвать всю экономику. И даже привести к политической дестабилизации в стране. Ведь дыра в бюджете будет все расти и расти. Да, сырьевая зависимость увеличится. Но это звучит все-таки не очень страшно. Но такая увеличивающаяся дыра в бюджете представляет собой, по сути, атомную бомбу в структуре экономики страны. Ещё раз подчеркну, нельзя продолжать доить существующие компании, нужно срочно создавать новые предприятия, которые в свою очередь будут платить налоги, пополняя ими российскую казну.
«СП»: — А деньги на развитие промышленности где взять? Их же не хватает.
— Об этом можно дискутировать бесконечно. Немного утрируя, скажем так: если денег нет, то их нужно напечатать. Нам необходимо переходить к суверенной эмиссии. Это должно быть ключевым направлением. Суверенная эмиссия — это инструмент, а цель — создание новой национальной индустрии. В конце концов, можно выпускать проектные облигации. Так что дело не в отсутствии денег на развитие промышленности, а в том, что наши экономисты и управленцы в большинстве своём не умеют ничего проектировать и создавать. Как говорил кот Матроскин в известном мультфильме «Каникулы в Простоквашино», деньги у нас есть, ума у нас нет.