Юрий Крупнов: Прогнозы по обмелению Иртыша – катастрофические - Партия Дела
Присоединиться
Фото: cdn.iportal.ru

Согласно данным Обь-Иртышского УГМС, в начале августа он понизился на 204 см, что является первым случаем в истории. Из-за ситуации с рекой значительно страдает и Иртышское пароходство. Так, погрузка судов снизилась вдвое.

Некоторые эксперты предположили, что подобное обмельчание Иртыша может быть связана с деятельностью Китая и Казахстана, откуда и течёт река. Например, что соседи опустошают реку.

В комментарии «КП-Омск» член Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов заметил: китайцы и казахи не виноваты в падении уровня воды.

«Виновато варварское отношение к реке, начиная с 1950-х годов. Избыточные изъятия воды из Иртыша в Китае и Казахстане – не более, чем надуманная причина, считает эксперт. Количество протекающей воды в русле остаётся прежним долгие годы», — сказал он.

Нынешнее обмеление Иртыша в самом Омске вызвано вовсе не уменьшением водности из-за этих изъятий или природных аномалий, добавил он.

«Не «маловодьем», но исключительно «посадкой» уровней реки вследствие варварской разработки с 1950-х годов русловых карьеров выше Омска с целью добычи песка. При том же количестве протекающей воды уровни стали ниже. В начале 2000-х в Омске при 600 куб.м/с «посадка» составила 1,41 м. Именно поэтому и появился проект Красногорского недогидроузла. За прошедшие четверть века «посадки уровней» только выросли, поскольку разработка русловых карьеров продолжается», — пояснил эксперт.

При этом завершение строительства Красногорского гидроузела, о котором много говорят экологи, не решит проблему.

«Красногорский гидроузел – типичный пример бессистемного строительства плотин. Это крайне дорогостоящее мероприятие не решает проблемы Иртыша, области и страны, а вызвано, как уже сказано выше, исключительно задачей поднять уровень воды в районе только Омска», — резюмировал Крупнов.

В первую очередь на просадке реки терпят многомиллионные убытки судоходные компании.

«И удивляться тут нечему: из тысячи занятых в перевозках в 1980-е годы судов осталось максимум полсотни, про их возраст и говорить нечего, а судостроение стремится к нулю, разрушены сама система движения грузов по Иртышу, дезорганизована грузовая база, система подготовки кадров. А ведь стоимость перемещения 1 тонны груза в среднем в 6 раз меньше по реке – и это не говоря уже о колоссальных экологических выигрышах», — добавил он.

При этом прогнозы по обмелению Иртыша – катастрофические.

«Сегодня строятся вполне обоснованные прогнозы, что при дальнейшем безобразном отношении к Иртышу к 2030 году уровень воды в нём может снизиться в 2 раза. А через 20 лет при продолжении хаотической индустриальной активности на всём протяжении Иртыша уже не фантастическими будут прогнозы и о его высыхании и превращении в слегка омываемую оставшейся водой цепь островов. Единственный способ остановить умирание великой реки – заняться его реконструкцией, как это делают все передовые страны, от ЕС до Китая и дальше», — заключил Крупнов.

 

Источник: «КП-Омск»

Следующая новость
Олег Комаров: Всё, что мы наблюдаем после повышения ключевой ставки – это рост цен