«Заложники экспериментального хозяйства» – в Республике Алтай 10 лет не могут добиться передачи земель в муниципалитет - Партия Дела
Присоединиться

Людям в районе, где нет иных источников дохода, кроме животноводства, негде пасти скот и косить сено. Передать земли из федеральной собственности в муниципальную не удаётся несмотря на наличие всех необходимых документов.

Вопрос безвозмездной передачи из федеральной собственности в муниципальную по выявленному факту ненадлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании опытной станции «Алтайское экспериментальной сельское хозяйство» – филиал ФГНБУ «Федеральный алтайский центр агробиотехнологии», вот уже 10 лет остается одной из главных проблем в Республике Алтай.

В границах землепользования «Алтайского экспериментального сельского хозяйства» (АЭСХ) расположены 9 населенных пунктов с населением почти 4 тысячи жителей: Актёл, Барлак, Камай, Мухор-Черга, Могутай, Черга, Камлак, Улусчерга, Верх-Кукуя. Основной, а для многих и единственный, источник дохода здесь – ведение личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств.

В постоянном бессрочном пользовании АЭСХ находится 67 тысяч га земли, из которых 34 тысячи – лесной фонд. В 2011 году в соответствии с поручением Президента была проведена проверка земельных участков, находившихся в пользовании организаций, подведомственных РАН. Выяснилось, что АЭСХ используется лишь 19 тысяч га, а оставшиеся 14 тысяч не используются в уставных целях, поскольку хозяйству не хватает ресурсов для их обработки.

В 2012 году по распоряжению Росимущества РФ были проведены работы по установлению границ 528 участков. Через 5 лет администрация Шебалинского района совместно с руководством АЭСХ приступила к согласованию перечня неиспользуемых участков для их дальнейшей передачи в муниципалитет. Остановились на 397 участках площадью 11 тысяч га. На этом всё и остановилось.

По словам лидера ПАРТИИ ДЕЛА в Республике Алтай, депутата Эл Курултай Сергея Мазалова этот вопрос поднимался им на заседаниях Госсобрания чаще других. Направлялись обращения к главе региона, депутатам Госдумы, в министерства науки и высшего образования и сельского хозяйства. Однако сдвинуть вопрос с мёртвой точки не удаётся.

«Это самая острая проблема в Шебалинском районе. Людям просто не на что жить. Например, Черга – это большое село, в котором есть школа, дом культуры, другие учреждения, где люди работают и хоть как-то зарабатывают. А в остальных сёлах другой работы просто нет. Единственная возможность выжить – держать скот, но людей лишили и её. В итоге, кто может, уезжает. Но и это не всем по силам», – сказал он.

Поведение руководства АЭСХ напоминает известную собаку на сене. Собственных сил на обработку всей площади не хватает, но и передавать в пользование людям неиспользуемые земли не желают. Однако, способ извлекать выгоду всё-таки нашли: сдавать в аренду землю запрещено, поэтому хозяйство занимается продажей травы на корню. Именно с такой формулировкой заключаются договора стоимостью 500 рублей за гектар. Стоит отметить, аренда муниципальной земли в Республике Алтай стоит всего 87 рублей за гектар. Так как иного выхода нет, людям приходится соглашаться на эти условия. Но и за эту цену заключить договор не так просто.

По словам депутата Совета депутатов района (аймака) МО «Шебалинский район» Сергея Егузекова люди стали заложниками Алтайского экспериментального хозяйства.

«У сотрудников АЭСХ привилегированное положение, им предоставляются и сенокосные угодья, и лес, чтобы заготовить дрова. А в сёлах теперь главными стали бригадиры, которые решают с кем заключать договор на аренду земли, а с кем – нет. Если человек борется за права жителей села, ему не дают землю. Раньше было иначе – был совхоз, люди все там работали. Села жили за счет этого хозяйства, получали зарплаты. Теперь как будто над людьми самими эксперимент на выживание ставят», – сказал он.

Отсутствие земель не позволяет фермерам развивать сельхозпроизводство, пользоваться действующими мерами поддержки. Из-за безработицы жители покидают сёла. Усугубляет социальную напряженность невозможность заготовки дров в лесах, расположенных на землях АЭСХ. А зимы здесь, как известно, суровые.

Местные жители рассказывают, что научная деятельность в хозяйстве не ведется вот уже много лет. Земли пустуют, в лесном массиве не ведутся лесохозяйственные работы – в случае пожара погасить огонь будет невозможно. Есть версия, что земли планируется передать под туристический кластер частному инвестору. В этом случае, почти 4 тысячи жителей района потеряют всё.

Следующая новость
Владимир Гамза: властям нужно переходить на другие формы жилищной поддержки населения