Сумма доходов 1% нашего населения превышают сумму доходов остальных 99%, а налоговое бремя на малое производственное предприятие в России в 4–5 раз выше, чем на такое же предприятие в США. России нужен новый Налоговый Кодекс. [1] Необходимо пересмотреть и ставки налогов, и всю налоговую систему в целом.
До введения нового Налогового Кодекса мы предлагаем следующие меры:
- ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. С учётом мирового опыта и российского менталитета мы предлагаем на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% оставить до 250 тыс. руб. в месяц ($8 тыс. в месяц — верхняя планка дохода представителя среднего класса в США). Таким образом, среднего класса новая шкала не коснётся. Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 15 тыс. руб. в месяц, как в Китае, при том, что ВВП на душу населения в Китае в 2 раза меньше, чем в России. В Бразилии не облагают подоходным налогом 24 тыс. руб., в странах Европы — около 30 тыс. руб. в месяц. Для дохода от 250 тыс. до 1 млн руб. предлагаем ставку налога 30%; свыше 1 млн руб. в месяц — 50% (как, например, в Австрии, Бельгии, Японии и др. В Швеции — 58%, в Дании — 65%). В Англии 45% берут с месячного дохода свыше 625 тыс. руб.; в Израиле — 50% с дохода свыше 610 тыс. руб.; в Китае — 45% с дохода свыше 430 тыс. руб.; в Германии — 45% с дохода свыше 900 тыс. руб., в США сейчас — 39,6% с дохода одиночки свыше 1 млн. руб., но в 1964 г. был 91%, а в 1980 — 70%. Благодаря необлагаемому налогом доходу в 15 тыс. руб. в месяц снижение налоговой нагрузки почувствуют 99% россиян, и лишь менее 1% должны будут платить повышенный налог. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога в России — обязательное условие её развития;
- ввести местный налог на недвижимость на первом этапе стоимостью свыше 30 млн руб. ($1 млн) независимо от того, зарегистрирована она или нет; за налоговую базу принимать самооценку, но не менее 50% рыночной стоимости;
- возложить на ФНС обязанность проверять соответствие крупных расходов граждан их доходам и данным налоговых деклараций;
- установить амортизационную премию в размере 100% при покупке оборудования стоимостью до 7,5 млн руб. за единицу (в США — $500 тыс.) и общей стоимостью до 30 млн руб. в год (в США — $2 млн); при превышении этих сумм — 50% списание, затем — обычная амортизация, как и в США. Упростить режим зачёта амортизационных премий. Расширить понятие НИОКР, включив в них приобретение необходимых приборов и материалов, обучение специалистов и их заработную плату в рамках проекта;
- до 10% снизить ставки НДС, социальных взносов и налога на прибыль для предприятий-производителей продукции машиностроения, лёгкой и полиграфической промышленности, деревообрабатывающей промышленности и производителей мебели;
- в два раза снизить налоговую нагрузку на предприятия, работающие в специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО);
- ликвидировать льготы по НДС и снизить базовую ставку НДС до 8–10%. 50% НДС оставлять регионам. Разрешить регионам вводить налог с продаж со ставкой до 5% (при условии снижения базовой ставки НДС до 8–10%);
- отменить или существенно снизить (например, до 5%) размеры возмещения НДС для экспортеров сырья и полусырья (как это сделано в Китае);
- отменить регрессию при начислении социальных взносов (ввести «плоскую» шкалу) и передать обязанности по сбору социальных взносов Федеральной налоговой службе;
- упростить налоговую отчётность; сократить объем отчёта, сдаваемого в налоговую инспекцию с 40–60 до 1–3 стр. (проект формы разработан). При начислении НДС за налоговую базу принимать реальную добавленную стоимость предприятия за отчётный период, определяемую по данным бухгалтерского учёта как сумму зарплаты, налогов, прибыли и амортизации. Это решит проблему возмещений, уплаты НДС с авансов (платить не надо, т. к. авансы не являются добавленной стоимостью), сделает ненужными книги покупок и продаж, наполовину сократит число налоговых дел в арбитражных судах, существенно сократит объём работы бухгалтера и т. д.;
С подробностями и обоснованиями можно ознакомиться в докладе членов Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Михаила Абрамова и Владимира Кашина «Налоговое регулирование — эффективный инструмент промышленной политики».
[1] Первый этап создания нового Налогового Кодекса России — «Разработка Налоговой доктрины и направлений совершенствования российской налоговой системы» — был выполнен экспертами ЭАЦ «Модернизация» в 2011 году по поручению Председателя Совета Федерации РФ.
С текстом отчёта можно ознакомиться здесь.