Лидер ПАРТИИ ДЕЛА рассказал о беспилотниках «Ростсельмаша» - Партия Дела
Присоединиться

Российский агросектор хвалят и приводят в пример — эта отрасль за последние десятилетия побила все рекорды производительности, заместила практически весь продуктовый импорт и наращивает обороты экспорта: сельскохозяйственные товары — одни из ключевых в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». Аграрии с каждым годом увеличивают посевы и совершенствуют технологические процессы. На помощь приходит IT-сектор: в этом году сразу две компании вывели в поля Ростовской области, одного из ведущих зерновых регионов страны, зерноуборочные комбайны, оснащенные автоматической системой управления. Беспилотные технологии помогают и облегчить труд комбайнера, и заметно сократить потери урожая за счет высокой точности уборки.

Главные по зерну

Сбор зерновых в стране уже шесть лет подряд превышает 100 млн тонн, напоминал на профильном совещании президент РФ Владимир Путин. Львиная доля собранного зерна отправляется за рубеж: в 2018/19 сельскохозяйственном году экспорт составил 43,3 млн тонн, в этом году составит около 43 млн тонн, а в следующем может и вовсе превысить 47,4 млн тонн, прогнозируют аналитики компании «Совэкон». Если прогнозы сбудутся, это станет одним из лучших результатов за всю историю российского зернового экспорта.

Экспорт привлекателен для российских аграриев: чтобы не допустить искусственно созданного дефицита на внутреннем рынке, Минсельхоз РФ ввел экспортные квоты и предложил привязать их размер к объемам урожая. Вместе с тем национальный проект «Международная кооперация и экспорт» и входящий в него федеральный проект «Экспорт АПК» предполагают рост объемов экспорта продукции сельхозпроизводителей до $45 млрд к концу 2024 года. В итоге чем больше соберет компания, тем больше сможет отправить за рубеж.

Традиционные лидеры производства зерновых и основные его экспортеры — южные регионы РФ, в первую очередь Краснодарский край (в 2019 году собрано 11,1 млн тонн зерновых) и Ростовская область (более 12 млн тонн). Помимо десятков крупных агрохолдингов и тысяч фермерских хозяйств в этих регионах сосредоточены крупнейшие производители сельхозтехники, в том числе лидер рынка «Ростсельмаш». Он не только поставляет технику российским аграриям, но и экспортирует ее более чем в 50 стран. Модельный ряд предприятия включает более 20 видов сельхозтехники. В прошлом году «Ростсельмаш» выпустил около 5 тыс. комбайнов и порядка 1 тыс. тракторов.

Государство поддерживает отечественных производителей за счет «Программы 1432» (скидка на приобретение российской техники) и льготного лизинга. В том числе за счет этих мер машиностроительные компании пережили коронавирусный кризис, а «Ростсельмаш» даже сообщал о росте производства на 20% в первом полугодии 2020-го. В компании ждут сохранения производственных объемов в 2020-м на уровне прошлого года и рассказывают о выводе на рынок новых моделей. Среди них зерноуборочный комбайн TORUM, оснащенный системой автоматического управления, которая позволит в перспективе отказаться от присутствия человека в кабине во время работы. Сейчас для управления машиной используется планшет с необходимым программным обеспечением и комбайну задается маршрут, по которому он следует.

Спутники, наземные станции и машинное зрение

Контролирует все состояния и процессы система высокочувствительных датчиков, устанавливаемых на машину. «Сейчас мы тестируем систему автовождения, которая основана на трех технологиях: это спутниковые поправки — сигналы, получаемые со спутников, сигналы-поправки с наземных базовых станций, а также машинное зрение: сигнал с установленной в машине видеокамеры передается на компьютер, который этот сигнал распознает, адаптирует и возвращает комбайну в виде команды для того или иного действия», — рассказали порталу в пресс-службе компании.

Наземные базовые станции, которые отправляют сигналы-поправки, устанавливаются на краю поля, где работает техника. Внешне они похожи на небольшую коробку. Одна такая станция способна посылать сигналы-поправки группе комбайнов, работающих в радиусе до 15 км. Сочетание этих сигналов и спутниковых поправок позволяет программировать движения комбайна с точностью до 2,5 см. А использование машинного зрения позволяет обеспечить остановку перед препятствием, а также страховать при отсутствии спутниковой связи.

Уровень точности движений сельхозтехники при использовании всех трех инструментов в компании называют «невероятным» и утверждают, что аналогов в мире сегодня нет. «Система комбинирует в себе технологии, присущие большинству западных разработок, плюс использует наше российское машинное зрение, нейронные сети, по которым мы опережаем сегодня многие западные страны», — говорят в «Ростсельмаше». Этой авторской разработкой в компании занимаются уже более пяти лет.

Не сложнее мобильного телефона

Системы автовождения сельхозтехники сегодня разрабатываются в разных странах, в том числе европейских и США. Конкурентное преимущество может дать управление не только движением, но и другими операциями, совершаемыми машиной. Над такой технологией и работает кубанский производитель.

«Комбайн — сложный механизм, передвигаясь по полю, он одновременно осуществляет порядка десяти различных операций», — рассказывает руководитель проектов инновационных технологий «Ростсельмаша» Олег Александров.

Это в том числе поднятие-опускание жатки, регулирование скорости, процесс сбора зерна и адаптация к рельефу и меняющимся погодным условиям. Все они контролируются одной системой, а комбайнер при этом становится оператором, который наблюдает за работой техники и вмешивается в экстренных случаях.

Такая автономность комбайна теоретически позволяет обходиться без человека в кабине, утверждают в «Ростсельмаше». Однако ситуация, когда машина будет ехать по полю на полном автопилоте, пока не предусмотрена российским законодательством. Но в любом случае функции оператора — именно так теперь будут называть человека в кабине комбайна — сводятся в основном к наблюдению.

«Первое, что отмечают сейчас операторы в этих машинах, — все становится гораздо проще. Технология позволяет практически полностью избавить человека от всех монотонных операций», — отмечают в пресс-службе компании.

Переквалификации сотрудников для управления таким комбайном не требуется.

«Это как с мобильными телефонами: приобретая новый, мы часто даже не заглядываем в инструкцию, потому что все понятно интуитивно. Того же принципа мы придерживаемся и в наших технологиях», — говорят в «Ростсельмаше».

В планах компании — начать продажи новой программируемой техники уже в этом году. «Этот сезон у нас контрольный перед промышленной партией. Мы ориентируемся на предзаказ, сейчас у нас планируется небольшая партия, до 50 штук. В следующем году мы рассчитываем продать не менее 250 машин», — поясняет представитель компании, добавляя, что беспилотная техника «Ростсельмаша» будет заметно дешевле зарубежных аналогов. Свои новые комбайны сотрудники компании предпочитают называть не беспилотными, а машинами с повышенной степенью автоматизации.

Автоматизированное хозяйство

Не исключено, что новые разработки подтолкнут к автоматизации сельского хозяйства. И в «Ростсельмаше» видят здесь новые возможности для бизнеса. В компании следят за тем, где и сколько комбайнов нужно для максимальной эффективности, сколько требуется машин-перегрузчиков и какой выстроить график, чтобы избежать простоев.

«Также мы отслеживаем техническое состояние машины: сервисные службы в режиме реального времени получают информацию и в случае угрозы поломок могут превентивно принимать меры по замене того или иного элемента», — объясняет руководитель конструкторского отдела разработки систем управления «Ростсельмаша» Михаил Курт.

Похожим целям служит система картирования урожайности. Она позволяет определить урожайность конкретного участка поля и сэкономить расходы хозяйства на удобрения.

«После уборки урожая вносится удобрение, а потом поле боронуется. Как сейчас поступает большинство? Просто ровным слоем разбрасывает удобрение по всему полю, — рассказывает Олег Александров. — Наша система дает данные о том, где нужны удобрения и в каком количестве. Машина убирает урожай и картирует поле. Соответственно, там, где урожайность выше, зона высокого плодородия, необходимо меньше удобрения».

В основе экосистемы «Ростсельмаша» — платформа цифровых решений. Она объединяет все системы в специальном мобильном приложении. Система также позволяет держать связь между операторами техники, например передать информацию с точными координатами водителю машины-перегрузчика. Чтобы расширять цифровой контур, «Ростсельмаш» начал переговоры о совместной работе с КамАЗом. Производитель грузовых машин уже не первый год занимается собственными беспилотными разработками, в основе которых идея «каравана», когда впереди идет управляемая человеком машина и за ней следует несколько беспилотников.

Человек остается главным

По мнению президента промышленного союза «Новое содружество», совладельца «Ростсельмаш», лидера ПАРТИИ ДЕЛА Константина Бабкина, у беспилотников «Ростсельмаша» есть экспортный потенциал. Продажам будет способствовать и то, что в ближайшие годы все больше функций в сельхозмашинах будет выполняться автоматически. Однако полностью заменить собой человека не смогут даже самые «умные» комбайны и трактора, уверен он.

«Конечно, вряд ли мы придем к тому, что на поля не будут выходить люди, что беспилотники полностью заменят человека. Но системы будут помогать ему все больше и больше, повышая производительность труда и освобождая человека для решения творческих задач. Машины будут все больше насыщаться электроникой и становиться все более интеллектуальными, но человек все равно останется главным, при этом от него будет требоваться все меньше тяжелого и монотонного труда», — прогнозирует Бабкин.

Полная версия статьи доступна по ссылке на источник.

Источник: «Будущее России. Национальные проекты»

Источник фото: «Будущее России. Национальные проекты»

Следующая новость
Юрий Крупнов об отмене налога на имущество для многодетных семей