I

Волнения стали настоящей неожиданностью для политиков всего мира, для аналитиков и политологов. Режим, выстроенный Нурсултаном Абишивичем Назарбаевым, всем казался стабильным и предсказуемым. Он выглядел однотипным авторитарным режимом в ряду других имеющим место быть на постсоветском пространстве: Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан. Да есть у каждого свои особенности, но и огромное количество сходных черт. Ряд российских экспертов даже указывали на то, что успешно осуществлённый транзит власти от стареющего елбасы к приемнику, может служить образцом для транзита власти уже внутри РФ. И хотя отдельные политологи ранее неоднократно указывали на возможность волнений по типу «цветных» революций в Казахстане, на то к этому идёт подготовка. Но эти взгляды большей частью политиков и экспертов рассматривались как экзотические. Однако случилось то, чего не ждали. Как говориться «не было никогда и вдруг опять».

Что касается самих событий, то ваш покорный слуга придерживается того мнения, высказанного многими ранее, что тут наложилось несколько событий. Рискну изложить следующую фантастическую цепочку событий, приведшую к тому, что мы имеем.

В Казахстане сошлись интересы многих мировых игроков. С одной стороны: Во-первых, Турции, с её мечтой о великом Туране. Во-вторых, США, которым нужно подпалить ещё один регион по границам РФ, чтобы правящая группа РФ была сговорчивее и меньше думала о самостоятельности и союзе с Китаем. Кроме того исламизированный и пассионарный Казахстан, будет хорошим раздражителем для Китая. Ведь здесь хорошо размесить базы для уйгурских сепаратистов. Кроме того может замедлить планы строительства неподконтрольных США транзитных путей из Юго-Восточной Азии в Европу. В-третьих, интересы окружения елбасы, не только в значительной степени протурецки и происламски настроенного, но и мечтающее полностью освободиться от чужака Токаева, который слишком возомнил о себе, а также старика Назарбаева и, наконец, начать самим рулить в Казахстане, отбросив всякую многовекторность и лавирование.

С другой стороны оказались естественными союзниками РФ, КНР и Токаев со своими людьми, которым предполагаемый ход событий совсем не нравился. И после Нового года началась операция «Встречный пожар».

Правительство Казахстана, которое возглавлял проназарбаевский Аскар Узакпаевич Мамин, приняло решение о повышении на 85% цен на газ. В ответ, 02 января в городе Жанаозен, начались гражданские выступления с требованием снизить цену. Эта часть Казахстана является в республике одной из самых активных в протестном плане. Поднять там население легко, тем более что имеются серьёзные объективные обстоятельства. Предыдущие выступления здесь состоялись ровно два года назад, в январе 2020 и связаны были также с повышением цен на газ. Волнения 2022 года продолжились и 3 января. А утром 4 января пошли активные события в Алма-Ате. И хотя днём цену на газ установили даже ниже прежней, но процесс пошёл и остановить события уже было не возможно, поскольку все игроки начали выставлять на «доску» политического противостояния свои фигуры и убирать чужие.

Вполне возможно, группа Токаев, РФ и КНР обладала информацией о готовящихся мероприятиях, умело спровоцировали их поспешные выступления. Расчёт был на то, что, не смотря на подготовку протеста и огромное влияние «назарбаевского» клана, большая часть руководства на местах и силовых министерств и гражданского, с самого начала решат не суетиться и будут выжидать, чем закончиться противостояние, чтобы затем примкнуть к победителю. Так и вышло.

И как только персоналии из «назарбаевского» клана повелись на провокацию, проявились и начали действовать, выведя на улицу подготовленные группы боевиков, Токаев пошёл во-банк. Он вернул цены на газ, заблокировал мессенджеры, отключил интернет по всему Казахстану, объявил чрезвычайное положение, отправил в отставку правительство, сместил с поста главы Совета Безопасности Назарбаева, уволил и арестовал главу службы безопасности КНБ, назвал активных протестующих «террористами» и потребовал от силовиков стрелять на поражение, призвал войска ОДКБ. На последнюю просьбу быстро откликнулись и через сутки столица и самые важные объекты Казахстана были уже под надёжной защитой русской армии. Дальнейшее было уже делом техники. Любые спонтанные, плохо подготовленные выступления а-ля «цветная революция» достаточно легко подавляются властью, если она достаточно решительна и жёстка, если она не мнётся.

Впрочем, для РФ, в части внутриполитических раскладов гораздо интереснее не результат январской замятни казахской элиты, а иные моменты.

                                                                                       II
Казахстан в очередной раз показал, что транзит власти внутри авторитарной системы управления с неизбежностью влечёт за собой усиление внутриполитических противоречии, резко падает стабильность государственной власти и даже «проверенный товарищ» Токаев и очень проверенный «смотрящий» за «товарищем» Токаевым «товарищ» Карим Масимов не гарантируют спокойного завершения процесса. Впрочем, это родовая черта авторитаризма. Ведь власть авторитарного лидера базируется в первую очередь на его личности, а не законе, как в демократиях или традиции, как в монархиях. И, с уходам первого лица, очень у многих из его окружения появляется соблазн самому занять вакантное место «отца нации» игнорируя, «по объективным причинам», распоряжения ушедшего лидера. Добавьте к этому, что в любом случае неизбежен процесс перестройки всего каркаса власти под новые реалии. Собственно нечто похожие РФ переживала после транзита президентства от Ельцина к Путину. И в РФ также появились желающие порулить чисто от себя. Но тогда всё закончилось для государство вполне благополучно.

У авторитарного лидера не так много вариантов ухода от руля.
Можно до самой своей смерти, естественной или насильственной, пытаться лично руководить государством. Постепенно, вместе с государством, умирая и переложив свою судьбу в руки проведения.
Можно вместо себя поставить слабого и легко руководимого человека, а самому отойти в тень. Но это, вообще говоря, наихудший вариант, лишь создающий иллюзию транзита. Он только усложнит управление и ослабит власть лидера. Мы наблюдали нечто подобное, когда президентом стал Медведев. Но тогда быстро поняли, что не вариант и еле дотерпели до конца его срока.

Далее можно выдвинуть на место себя сильного руководителя и сильную личность. Но здесь крайне вероятны длительные и кровавые разборки внутри правящей группы, до той поры пока все не смирятся с новым авторитарным главой или того не сместят. Данный вариант пройдёт легче, если авторитарный руководитель имеет близкого родственника, которого постоянно привлекают к политической деятельности и который показал способность к ней. И мы знаем примеры такого успешного транзита: Сирия и Азербайджан. Но этот случай уже ближе к монархическому. И главное для РФ не подходит, ибо ни один из родственников В. В. Путина в публичном пространстве неизвестен и опыта политической борьбы или, хотя бы, жёсткой бизнес-конкуренции не имеет. Значит, такого кандидаты быстро либо превратят в марионетку, либо сомнут и выбросят.

Наконец, имеется вариант подготовки достаточно широкого круга управленцев и передача им власти в государстве. Как попытались сделать в Казахстане. Но и тут не всё гладко, поскольку хорошие отношения с лидером не гарантируют хороших и даже ровных отношений между членами правящей группы. Яркий пример — конфликт между Медведевым и Кудриным. Потому «дружный коллектив» «эффективных и преданных» менеджеров, скорее всего быстро скатиться к борьбе пауков в банке. Как это произошло в Казахстане. Кроме того опыт Южной Кореи и Сингапура, показывают нам, что такой транзит не гарантирует от уголовного преследования как самого лидера-пенсионера, так и ближайших его сподвижников.

А программа реформ, что огласил президент Токаев, ставит в очень двусмысленное положение президента Путина. Слушаем Токаева: «Благодаря первому президенту — елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам». И далее «пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе». «Правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в фонд. Кроме того, ожидаю активного участия от тех лиц, которые фактически, обладая огромными средствами, остаются в тени». Теперь оглядываемся вокруг. И? Немая сцена из финала бессмертного «Ревизора».

Потому полагаю, что по результатам событий в Казахстане можно со сто процентной уверенностью говорить о том, что В. В. Путин пойдёт на выборы в 2024 году, а вывоз капитала из РФ резко ускорится. И на этом фоне переговоры о гарантиях безопасности между РФ и НАТО начинают смотреться не столько нелепо, сколько шизофренично.

                                                                                           III

События в Казахстане снова поднимают вопрос об устойчивости сложившегося в РФ режима в условиях возможной внутренней нестабильности, вне зависимости от её причин. Причём в краткосрочной перспективе. Хотя ситуация в РФ существенно отличается от той, что сложилась в Казахстане, но неустойчивость, характерная для авторитарного режима и с неизбежностью следующая за ослаблением лидера, что уже явно наблюдается в РФ, присутствует и здесь. Кроме того ситуация в РФ значительно более сложная и даже менее устойчивая чем в Казахстане.

В РФ, как и у соседа, присутствует огромная неудовлетворённость основная массы населения результатами деятельности правящей группы. Имеется большое количество гастарбайтеров — в основном молодых мужчин, совершенно не связанных с Россией и не видящих перспектив ни в РФ, ни у себя на родине. В отдельных республиках РФ сильны националистические настроения. Местные власти близоруко пытаются с ними заигрывать, по не многу шантажируя центр. Большие проблемы на Северном Кавказе, который не только не интегрирован в РФ, но и отнюдь не замирён. И что будет в той же Чечне, если например, внезапно умрёт Кадыров — неизвестно.

Присутствует очень большая, хотя и частично осознаваемая властями РФ, проблема — заграничная собственность широкого круга бизнесменов, депутатов и высших чиновников государства. А также значительное количество их родственников проживающих на Западе и имеющих иностранное гражданство. Впрочем, это характерно вообще почти для всех постсоветских государства. И как государственные мужи поведут себя в условиях, когда противоречия РФ с Западом перейдут в настоящую горячую фазу, с применением всего арсенала методов и средств политической борьбы, никому не известно. Точнее, как раз очень даже известно, но что с этим делать власть не представляет себе. И похоже старается не особо задумываться.

Гастарбайтеры, в среде которых к тому же силён исламский экстремизм, националисты, в первую очередь из поволжских республик и недовольная молодёжь Северного Кавказа являются значительным ресурсом для организации массовых выступлений. Сил Росгвардии и МВД должно хватить для их подавления. Но ведь и приказ действовать им может не поступить, как это произошло в Алма-Ате. У отдающих приказ могут иметься дети заграницей, счета в иностранных банках, бизнес в Великобритании… И ничего этого он потерять не пожелает.

Начнутся массовые волнения, демонстрации с участием десятков и сотен тысяч мигрантов по всей территории РФ с соответствующим освящением мировых СМИ, что создаёт хорошую атмосферу для «доверительных бесед» с ответственными лицами противника. А тут боевые действия начнёт Украина, силой восстанавливая конституционный строй на Донбассе. А на её территории отдельные части стран НАТО и они случайно будут в плотную к границам РФ. А на Донбассе они двигаются, конечно исключительно с гуманитарной миссией, параллельно войскам Украины, чтобы уберечь мирное население от расправы «донбасских сепаратистов». Да и Румыния поможет Молдавии, в том числе боевыми консультантами, восстановить суверенитет над Приднестровьем. Ну и Турция вполне способна в этот период потрепать нервы РФ в Сирии. Она уже и объявила о непременной помощи Украине в случае агрессии со стороны РФ. Ну, вы понимаете.

Одновременно блокируются счета, собственность и бизнес тех высших чиновников, гражданских и военных, депутатов и бизнесменов, которые не захотели внять «голосу разума» и отмежеваться от «преступной» политики российских властей, а действовать согласно долга, присяги и совести.

И вот вопрос, что в результате будет происходит в РФ и так ли это будет сильно отличаться в лучшую сторону от того, что мы увидели в Казахстане? Ведь интересы правящей ныне в РФ группы, как и казахской, имеют мало общего с интересами граждан и государства, поскольку думают о спокойной и сытой жизни на Западе за счёт выкачивания ресурсов из контролируемого ими государства.

                                                                                       IV
Правящая в РФ группа не владеет и главное не стремиться владеть адекватной информацией о РФ и об окружающем мире, это прямо видно по тем решениям, что она принимает. Причём без разницы внутри или вне границ РФ. Может ли быть тогда составлена, проанализирована и отрефлексирована ситуация сложившаяся на сегодня в мире и те процессы, что происходят в стране? Уверен, что нет. Нет единой картины, единого понимания, некого общего плана действий. Потому в РФ каждая группа интересов, каждое ведомство, каждое учреждение действуют исключительно исходя из интересов этой группы, этого ведомства и этого учреждения. В противном случае Мишустин не подписывал бы убийственную стратегию экономического развития до 2050 года, Дума бы не принимала государственный бюджет закрывающий экономическое развитие и останавливающее социальное, Путин бы с благостным лицом не выслушивал рассуждение министров о темпах роста экономики РФ в разы меньше мировой и в целом правящая группа не смотрела равнодушно на масштабы вымирания населения своего государства, не называла бы партнёрами откровенных русофобов и врагов, не требовала бы юридических гарантий безопасности от тех кто не единожды за последние годы нарушал ранее подписанные договора по своему хотению. Вопросы всё простые. Как и очевидные на них ответы.

Будет ли установлена персональная ответственность за реализацию планов противодействия и результаты? Уверен, что нет. В истории РФ нет ни одного примера, чтобы высший чиновник, не говоря уже о депутате, пострадал за провал в зоне его ответственности. Если кого и сажают, то за казнокрадство или как результат внутренних разборок. Пример спокойно работающей вице-премьером Т. Голиковой, полностью развалившей медицину и социальную сферу, блестяще доказывает данный тезис. И если бы она была одна.

Есть ли какой-либо антикризисный план противодействия развитию негативной тенденции, как и собственно самих действий, если протесты и войны по периметру начнутся? Возможно, что такие планы есть отдельно в Министерстве обороны, отдельно в Росгвардии, отдельно в МВД, отдельно у МЧС… Но судя по уже сделанным ранее выводам и по тому, как действовала правящая группа в предыдущие кризисы, нет ничего работоспособного относящегося к государству в целом.

И да, у РФ нет ОДКБ, которое одним присутствием российских войск может стабилизировать ситуацию. Рассчитывать РФ можно только на себя.

Итак, есть ли хоть какой-то серьёзный аргумент у правящей в РФ группы для противодействия означенным угрозам? В настоящем её виде — нет. Есть ли надежда на перемены к лучшему в этом вопросе? В настоящем её виде — нет. Кто бы и чтобы не предлагал, какие бы планы и стратегии не писал всё будет опираться в тот факт, что РФ для правящей в РФ группы есть лишь ресурс, с которым они ни своё будущее, ни будущее своих детей не связывают и связывать не собираются. В отличие от абсолютного большинства граждан.

И потому крайне удивительны все сентенции русских партитов о том что Россия встаёт с колен. Жить в иллюзиях можно и порою это кажется легко, но ни к чему хорошему такой подход к жизни не заканчивается.


В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»

Назад к списку
Поделиться