О народах России
Буряты
Вот коренное и русское население Сибири в процентном соотношении к 1910 году.
В Томской губернии: русские — 96; аборигены — 4;
В Енисейской губернии: русские — 94; аборигены — 6
В Иркутской губернии: русские — 82; аборигены — 18;
В Забайкальской области: русские — 72; аборигены — 28
В Якутской губернии русские — 8; аборигены — 92.
Видите, какой большой разрыв между Западной и Восточной Сибирью. Это означает, что в Восточной Сибири такой большой процент аборигенного населения дают бурят-монголы, а в Якутской области, естественно, якуты. Якутия к тому времени была малозаселённой территорией, но в Сибири шли интенсивные процессы, которые в наше время привели к населению, которое иногда уже объявляет о возможности самостоятельной государственности, где основное население — сибиряки.
Главный политический фактор этих явлений: русское население Сибири уже без всяких сомнений считается коренным. Но есть ещё одна группа сибиряков, которая способна активно участвовать в политических процессах современной России — это бурят-монголы, ошибочно называемые современниками просто бурятами.
Забайкальская область в 1910 году занимала территорию современной республики Бурятия и Забайкальского края (Читинской области). 28 процентов аборигенного населения — это бурят-монголы, а на севере — обурятившиеся эвенки. Но если взять так называемых гуранов и метисов (от смешанных браков), которые записываются русскими, то это, возможно, половина населения этих двух территорий.
О бурят-монголах с 1958 года пишут только как о бурятах. На самом деле к основному определению «монгол» приписываются все остальные наименования монгольских народностей — халха-монгол, хамниган-монгол, бурят-монгол, барга-монгол и т. д.
В разных энциклопедиях написано, что численность бурят-монголов в наше время более 690 тысяч, в других источниках — более 500 тысяч. Верно то, что бурят-монголы всегда занимали территорию от Байкала до монголо-китайской границы.
Насколько мне известно, носителями названия «бурят» являются буряты, живущие в Прибайкалье, а ныне в Иркутской области. Остальные современные бурят-монголы именовались по названиям своих племён — хори, хонгодоры, ашебагаты, барга, сонгол, сартул и т. д.
Первые русские, проникшие в Восточную Сибирь, повстречались с западными бурятами и стали так называть все остальные родственные бурятам племена, которые встречались на пути колонизаторов. Так остальные племена, жившие в Ара-Халхе (монгольское наименование Забайкалья) стали бурятами, бурят-монголами. В «Сокровенном сказании монголов» отмечено, что дочь Хоридай-мергена, прародителя племени хори, которое сегодня является доминирующей группой бурят-монгольского народа, была прародительницей Чингисхана. На мой взгляд, все входящие сегодня в состав бурят-монгольского народа племена и роды имели во времена монгольских завоеваний другие наименования. Известно, что предки современных хори-бурят жили в Ильханате Хулагуидов в районе современного города Мосул в провинции Наи-Нава. До наших дней дошла песня, именуемая в бурят-монгольском народе песней тысячелетия, повествующая о жизни предков бурят-монголов на территории современного Ирака.
Сегодня бурят-монголы компактно проживают на территории трёх государств — России, Монголии и Китая. В первые годы Советской власти в разное время, до 1937 года, было создано несколько административно-территориальных образований бурят-монголов, объединённых позже в Бурят-Монгольскую АССР, которая занимала территорию современной республики Бурятия и Читинской области. В 1937 году эта огромная республика была разделена на несколько частей, в том числе — Бурят-Монгольскую АССР, Читинскую область, Усть-Ордынский Бурятский национальный округ, Агинский Бурятский национальный округ. 7 июля 1958 году Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР. Все эти годы за пределами национальных образований проживает более 30 тысяч бурят-монголов (или больше), которые остались вне автономий и республики. Менталитет этой группы бурят-монголов совершенно отличен от менталитета бурят-монголов, проживающих в локальных образованиях, то есть в республике и автономиях. На мой взгляд, локальные образования бурят-монголов и других национальных сообществ, созданные в своё время в целях сохранения народов, их обычаев и традиций, со временем превратились в территории задержки развития, все национальные особенности перенесены на сцену и эстраду. Каким будет дальнейшее развитие локальных обществ в местах проживания национальных групп российского народа, предсказать невозможно.
Здесь я рассказал только об административно-территориальных образованиях бурят-монголов, которые уже 400 лет развиваются в составе России. Для серьёзнго анализа потребуется и серьёзное исследование. Может быть, настала пора заняться и этим вопросом?