В начале нового века, когда мы со скульптором Виктором Войновым замышляли памятник первопроходцам, было много разговоров об обидах, нанесённых народам Сибири колонизаторами, в частности, Петром Бекетовым.

Сколько помнит себя человечество, столько же обижает и уничтожает друг друга. Некоторые, например, обидели жителей на громадных территориях Земли, другие уничтожили целые народы и государства. Особенно отличились греки, римляне, монголы, французы, немцы, англичане. Много крови впитала земля…

Мне более интересна история моего края и моей жизни. Кем мы здесь были и в силу каких причин стали теми, кем и являемся сегодня? Откуда, как, зачем и для чего? А когда я читаю стихи Александра Блока, невольно думаю о том, что великий поэт — потомок того самого Петра Бекетова, который пришёл в Даурскую землю и расширил Русь до Российской империи.

Это естественно, что предки наши сражались и мирились друг с другом, но через полсотни лет после смерти Бекетова Пётр Великий издал Указ, закрепивший земли за бурят-монголами от Байкала до монгольских границ, которые сами же бурят-монголы и проводили. Могло ли такое быть под владычеством Китая или уничтожающей себя Монголии? И уместно ли сослагательное наклонение в нашем случае?

Нерчинск и Читу Бекетов основал, когда ему перевалило уже за пятьдесят лет. В одном из исследований я читал, что к этому времени он был в больших долгах, и услышав в приказной избе Енисейска разговор о походе за Яблоневый хребет, разом решил все свои долговые проблемы, а заодно и выполнил государственную задачу огромной важности.

Во всех источниках написано, что он родился не позднее 1600 года, даты смерти разные. Прожил 55–66 лет? Везде разные сведения. С 1624 года — на службе в Тобольске, стрелецкий полк. В походах с 1627 года. Более четверти века он исследовал и сражался, нападал и отступал, мирился и заключал союзы на землях Восточной Сибири. За эти годы основал Нерчинск, Читу, Олёкминск, Якутск.

В Сибирь, а именно на службу в Енисейском остроге, направлен по собственной челобитной в 1627 году. С этого времени двадцать с лишним лет он общался и познавал жизнь коренных жителей Восточной Сибири. Воевал и мирился с ними.

В 1628 году его отправили с отрядом в 90 человек для помощи отряду Максима Перфильева, на который напали местные жители, историки называют их нижнеангарскими тунгусами. Конечно, это были западные буряты. Летописцы же пишут, что действовал Бекетов по указанию воевод «уговорами и ласками». Неизвестно какие методы он применял, но задание выполнил. Но известно, что прибайкальские буряты жестоко сопротивлялись русской колонизации и более двадцати лет не пропускали «экспедиции» русских через свои земли. История завоевания западных бурят мало изучена.

В походе 1632 года Бекетов поставил на Ангаре Рыбинский острог. В следующий поход он отправился с 30 казаками, дошёл до Лены,  и весной 1632 года поставил Якутский острог и стал там приказчиком. Отправленные им из нового острога казаки в 1632 году основали Жиганск. Олёкминск они основали в 1634 году.

Вернулся Бекетов в Енисейск в 1640 году. Оттуда привёз в Москву ясак, который в денежном эквиваленте равнялся 11 тысячам рублей. В том же году он стал стрелецким и казачьим головой, а через год его пожаловали головством среди казаков Енисейского острога.

В 1652 году он выразил желание снова выступить в поход. В этом месте один из исследователей отметил о долгах Бекетова, которые были у него в то время.

В 1653 году Бекетов с казаками поставил Иргенский острог, осенью они перешли через Яблоновый хребет, дошли до Ингоды и поставили Ингодинское зимовьё, ставшее позже Читой. Путь от Иргеня до Ингоды слился потом с Сибирским трактом.

Поздней осенью 1654 года Максим Уразов из отряда Бекетова построил с 10 казаками острог в устье Нерчи, который через годы стал Нерчинском. В походе Бекетов составлял чертежи и карты. Зимовал в построенном остроге на Шилке. Холод, голод, беспрестанные нападения воинственных бурят-монголов заставили уже думать о спасении. Весной 1655 года Бекетов заключил с бурят-монголами мир, и вынужденный оставить острог, отправился с казаками на Амур. Им грозила голодная смерть…

Были сведения, что отряд Бекетова не вернулся с Амура. Но они появились в Енисейске. Свидетельства говорят, что он был человеком практичным и умным. Известно, что Бекетов лично руководил работами во время строительства острогов и зимовий, клеймил и размечал брёвна, стены, которые можно было разобрать и построить из них плоты. То есть, раз срубленные брёвна можно было использовать много раз, по разным случаям и назначениям.

Точная дата смерти Бекетова не известна. По некоторым сведениям он умер 4 марта 1856 года в Тобольске. По другим — позднее 1656 года. История его смерти полна загадок. Лет десять назад я изучал документы, в которых было написано, что он поссорился с духовенством, в числе их был и протопоп Аввакум. Они обвиняли сотоварища Бекетова дьяка Ивана Струну в сокрытии кровосмешения, совершенного прихожанином по отношению к собственной дочери. Участвовавший в разборе дела Бекетов был сильно взволнован и умер от сердечного приступа по дороге домой из церкви. Труп его лежал на улице три дня, церковники обвиняли Бекетова в богоотступничестве и запретили хоронить на общем кладбище, велев отдать на съедение собакам.

Я полагаю, что Бекетов был возмущён какой-то несправедливостью. Сердце его, выдержавшее столько походов и лишений, этой несправедливости не выдержало.
Через три дня Бекетов был похоронен по-христиански.

Если такие страсти случались среди самих колонизаторов, то что уж говорить об их отношениях с местным населением? Какие нравы, такая и нравственность.

Примечательно, что после разгоревшегося спора о роли Петра Бекетова в начале нового века, памятник ему, поставленный в Чите, создал бурятский скульптор Александр Миронов.

Города, основанные Бекетовым, стоят, люди живут. О Бекетове сибиряки будут вспоминать ещё не один раз и по разным поводам. Да о том, что поэт Александр Блок один из потомков Петра Бекетова, зафиксировано разными исследователями. Видимо, так.
Пока на этом можно поставить многоточие…

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Остановить круговорот