«Образ будущего России легко выводится из анализа ошибок прошлого»

Член Генсовета ПАРТИИ ДЕЛА Александр Буренков о том, как построить лучшую Россию без оглядки на Запад
В течение столетий князья, цари, императоры и вожди брали бразды правления Россией, чтобы привести страну и народ к светлому будущему, образ которого менялся в зависимости от личности правителя. Россия пережила разные периоды — от равнения на Запад до «железного занавеса» и полного ориентирования внутрь себя. Директор Института
— Александр Васильевич, сегодня в обществе неумолимо растет осознание несправедливости чудовищного имущественного расслоения в результате
— Прежде всего, само гражданское общество должно дать себе отчет в причинах сложившегося положения, обрести образ будущего и пути движения к нему. Сегодня ничего этого нет. Давление Запада будет только усиливаться, Украина стремится в НАТО и проводит политику этноцида русских, Лукашенко со своей «многовекторностью» никак не хочет воссоединения с Россией, Грузия также хочет в НАТО, в Закавказье пришла Турция, республики Средней Азии подпадают под влияние Турции, которая мыслит себя лидером тюркского
Россия может дать достойный ответ этим вызовам, но только при кардинальном изменении ситуации, прежде всего, в
Только в этом случае появится возможность применения «мягкой силы», возможности которой сегодня крайне ограничены, а в случае возникновения необходимости военного решения задачи безопасности страны власть сможет рассчитывать на полную поддержку нации.
Протестующие часто возмущаются отсутствием национальной идеологии, но отказываются видеть, что само общество не только не пришло к
— Хорошо, давайте углубимся в тему задач России по реформированию
— Царское правительство не увидело в теории Данилевского главной идеи, которая заключается не в панславизме, а в совершенно новой теории общества, частным случаем которой до некоторой степени можно считать марксизм, годный только для западной цивилизации (с большими поправками). Двигателем истории являются не противоречия производительных сил и производственных отношений, а энергия общественных творческих сил государствообразующего народа, направления и формы «растрачивания» которой определяются
Таким образом, прогресс — это не движение всех народов к одной цели в виде линейно восходящего процесса, как это представляет себе элита Западной цивилизации, а достижение высших форм совершенства в той или иной сфере культурной жизни общества и в гармоничном сочетании их между собой. Такое представление о Прогрессе ставит в равное положение между собой все цивилизации, не отдавая приоритет как «высшей» ни одной из них и указывает на естественной состояние «многополярности» в международных отношениях.
Рабство, феодализм и капитализм, который сегодня обнаруживает себя как новая форма феодализма, не могут считаться такими же высшими формами совершенства, как вышеописанные достижения в других сферах культурной жизни общества. Главное открытие Данилевского как раз и состоит в том, что Промысел оставил решение этой задачи
Из базовых положений цивилизационной историософии Данилевского следует вывод о том, что формы устроения
— Но такому подходу противоречит капиталистическая форма
— Это только на первый взгляд: Маркс сильно ошибся, когда вывел капитализм в отдельную формацию, которая идет на смену феодализму. Капитализм ничем принципиально не отличается от феодализма, если смотреть с позиции отношения к собственности: в обоих случаях речь идет о том, что средства производства находятся у одних, а у других только труд. Просто промышленная революция сильно расширила количество владельцев средств производства в сравнении с классическим феодализмом в допромышленную эпоху.
Капитализм — это всего лишь промежуточное состояние феодальной
А вот современные глобализационные процессы Западной цивилизации всё расставляют по местам и полностью подтверждают верность вывода о том, что
Сегодня в США идёт процесс уничтожения классического народного капитализма, основанного на частнопредпринимательской инициативе, на экономике предприятия, в которой центром прибыли были именно капиталисты. До сих пор система выглядела так: наёмные работники, наёмные управленцы — капиталист, капиталистическое предприятие — общество. Центром прибыли в этой системе был капиталист и его капиталистическое предприятие.
Сегодня финансовый капитал вытесняет «народного капиталиста» как класс: место капиталиста в этой системе занимает банкир, который напрямую работает с наёмными управленцами корпораций. Центром прибыли становятся банки. Корпорации, управляемые наёмными менеджерами, постепенно вытесняют «народных капиталистов», резко уменьшая количество «феодалов», которыми становятся в конечном итоге банкиры. Именно этот неофеодализм, распространяемый Западом на весь мир называется сегодня глобализмом.
На наш взгляд, нет никакого глобализма и капитализма в отрыве от субъекта исторического движения: цивилизации (
— Выглядит убедительно, но тогда возникает закономерный вопрос: какой
— Для ответа на этот вопрос не обойтись без обращения к истории. Психические черты основного типа личности человека
Другими формами организации
— В целом социализм в СССР был построен, капиталистические отношения были уничтожены. Получается, что именно в Советский период мы построили
— К сожалению, это не так. Проблема советской элиты в том, что она построила не «народный социализм», который подразумевает многоукладность экономики, в отдельно взятой стране, а «государственный социализм», в котором государство подавило все другие виды собственности, в том числе и колхозную, которая формально считалась коллективной.
Советская элита сделала большую ошибку взяв за теоретическую основу своей деятельности утверждение о равенстве людей от рождения и стремилась это равенство обеспечить на протяжении всей жизни человека. Отсюда вся неудача советского социалистического эксперимента.
На самом деле, люди не равны от рождения. Это утверждает христианство, такой вывод вытекает из Священного Писания и Предания. В Евангелии есть места, например, где Христос говорит о необходимости рабам служить господам по совести, а не по принуждению. Писание фиксирует сложившийся
Люди не равны между собой в силу трёх факторов:
«Природный». Мы рождаемся уже неравными по природе, от родителей, генетически.
Условия воспитания: люди рождаются и воспитываются в семьях, которые не равны по социальным, материальным и интеллектуальным критериям.
«Фактор личной воли» — у людей разная по силе воля к жизни, к достижению цели.
Советский эксперимент закончился крахом, так как государство игнорировало эти неравенства. В худшем положении оказались сильные духом и волей люди, прежде всего среди ИТР и руководителей, ибо их мотивация к самоотверженному труду была урезана. Идея равенства обернулась практикой уравниловки. ИТР и руководители были поставлены в положение, при котором они вынуждены были трудиться за идею, получая вознаграждение значительно меньшее, чем рабочие. О людях с предпринимательской жилкой и говорить нечего: выход был только в уходе в «теневики» и спекуляцию. Отсюда, в конечном итоге — хронический дефицит товаров.
Но государство подавило и коллективистские начала нации: сами госпредприятия, которые можно было бы рассматривать как находящиеся в управлении у трудовых коллективов, обязаны были производить только то, что спланировано сверху на 100% производственной мощности. У трудовых коллективов не было никакой возможности хоть на
— Какие же уроки мы должны извлечь из нашего прошлого? Можно ли одним определением дать название желаемого образа будущего?
Мы предлагаем остановиться на понятии «социальное и справедливое государство», которому в целом соответствует понятие «государственного народного социализма и капитализма». Но оно звучит очень длинно и непонятно без дополнительных объяснений. А вот понятие «социальное и справедливое государство» очень хорошо, на наш взгляд, подходит к восприятию граждан всех возрастов, при этом каждый может вкладывать в него своё понимание. При этом определенные элементы «социальности» и даже «справедливости» всё же имеются в современном обществе, прежде всего, благодаря вектору, заданному из Советского прошлого.
Сегодня образ будущего России легко выводится из цивилизационной историософии Данилевского с учетом критического анализа ошибок прошлого, особенно Советского периода. Наша задача — найти такие формы устроения
Источник: сетевое издание «Регионы России»
Источник фото: сетевое издание «Регионы России»