Вопрос: Юрий Васильевич, полгода назад Вы давали интервью по импортозамещению, тогда, 18 сентября 2014 года Владимир Путин поставил "революционные", по Вашим словам, задачи перед Правительством. Что-то изменилось? Как Вы оцениваете результативность опережающего импортозамещения в России?

Юрий Крупнов: За полгода все ушло в пропаганду, то есть в свисток. Те, кто поближе к бюджету, стали создавать различные центры и программы импортозамещения и десятки всяческих инструментов законного отъема и проедания бюджетных средств, превращая важнейшее дело для страны в дешёвый пиар.

Нашим Правительством не сделано главное – так и не начата новая индустриализация, не организовано строительство национальной промышленной системы, не создан новый современный Госплан, не образован Совет по промышленной политике, который мы с Константином Бабкиным предложили президенту создать в октябре прошлого года.

Вместо новой индустриализации и создания 25 млн высококвалифицированных рабочих мест, о которых Путин устало и совсем как-то одиноко говорит уже 4 года, у нас продолжается деиндустриализация, растет безработица и закрепляется наша технологическая несостоятельность и зависимость.

Вопрос: Что значит современный Госплан?

Юрий Крупнов: Должна быть спроектирована структура национального валового продукта, то есть обозначена вся продукция, которую мы должны производить через год, через 5 лет, через 20 лет. Такая структура должна быть обеспечена современной формой стратегического планирования, так называемым индикативным планированием, которое применяется в ведущих западных странах последние 30 лет. И самое важное – это разработка проектов развития для российской промышленности, позволяющих с нуля создавать новые индустрии: от индустрии льна до индустрии гражданского авиастроения, включая региональные и местные и частные перевозки.

То есть современный Госплан - это система по разработке и реализации целевых материальных конструкций, рынков, изделий и услуг, которые страна целокупно должна достигать в обозначенные сроки.

У нас же сегодня по-прежнему целевой план в экономике полностью "вырезан" и подменен идеологией рынка, который сам якобы что-то там определит и произведет. Это означает, что в стране телеологическая сфера - сфера постановки целей - отдана на откуп чужим государствам и международным организациям, то есть мы под болтовню об импортзамещении имеем полномасштабный телеологический управленческий дефолт.

Вопрос: Кто этот план сделает? Государство вместе с производственниками?

Юрий Крупнов: Это и промышленники, люди дела, лучшие практики, это и ученые, и эксперты, люди фундаментальной науки. Все дееспособные и компетентные силы должны привлекаться к разработке плана.

Подчеркну, что само стратегическое планирование и разработка проектов развития требует специально-организованной работы. Нынешнее Правительство на это попросту неспособно. Если не доводить страну до коллапса, то Путин должен будет в ближайшее время взять управление страной в свои руки, создать проектный офис и Совет по промполитике как современный Госплан. Альтернатива – развал страны.

Вопрос: По словам Медведева, за последние полгода стране удалось добиться успехов в программе импортозамещения. Среди проблем он отметил недостаточный доступ аграриев в торговые сети. Ярмарки и рынки – таковы допмеры правительства по решению проблем сбыта. Что касаемо потребителей, то прорабатывается вопрос об адресной продовольственной помощи нуждающимся. Все ли так радужно?

Юрий Крупнов: В России, я напомню, 2/3 территории официально находится в Северных районах. Поэтому, когда с сентября по март резко выросло производство продовольствия (ред. - с иронией) - а это и может только означать "успехи в импортзамещении продовольствия", то это, конечно, сильно. Это будет сильнее Фауста Гёте, как говаривали классики. То есть, по образцу Индии и Южного Китая мы переходим к сбору трех урожаев. Подобные рапорты об успехах означают, что наше гениальное Правительство оказалось способно получать урожай зимой в Архангельской и других областях. Это блестящий успех, жаль, что о нем пока ещё не знают жители России, которые с удивлением обнаруживают в магазинах не рост ассортимента, а убийственный для семейного бюджета и своих кошельков рост цен. Если слушать заявления Правительства, то можно сделать вывод, что в России зимой начала расти картошка.

Вопрос: Тогда еще одна инициатива Медведева – он выступил против государственного регулирования цен на продовольствие. По его словам, правила на рынке будут меняться современными методами, в первую очередь через развитие конкуренции. Известно, что во многих странах экономическое оправдание регулирования цен заключается не в соблюдении интересов отдельно взятого предприятия, а в соблюдении интересов развития национальной экономики. Прав ли Медведев?

Юрий Крупнов: Государственное регулирование цен на продовольствие и рынков является базовой задачей любого современного правительства. Но у нас, вероятно, можно обойтись без этих механизмов, которые применяются в самых что ни на есть рыночных странах, потому что у нас Дмитрий Анатольевич и часовые пояса двигает, и время переводит - правда, не в ту сторону. Напомню, что наши дети еще год назад вставали в сады и школы в темноте, недосыпая столь нужный детскому организму час. Поэтому в этой ситуации, очевидно, наше Правительство может позволить себе не регулировать цены - оно, ясное дело, на порядок дееспособнее того же американского или жёстко-бюрократического в плане цен Евросоюза, оно может обходиться без тех мер, которые доказали эффективность в таких странах, как США, Франция, Япония и т.д.

Вопрос: В новостной ленте проскакивают такие новости как, например, "Свердловская оборонка станет локомотивом импортозамещения". "К 2020 году в Ростовской области появится 25 промышленно-сельскохозяйственных кластеров, создание которых предусмотрено рамками правительственной программы импортозамещения". "В Прикамье (Пермский край) начинается реализация уникальных инвестпроектов, которые создадут основу для новой отрасли в регионе – станкостроения". Получается, что регионы каждый сам по себе начинает реализовывать программы по импортозамещению, находить резервы и силы. Или это только фикция, точечные пробы?

Юрий Крупнов: Этого, к сожалению, крайне недостаточно и чаще всего это показывает, что мы по-прежнему живём вне реальности, в обществе спектакля. Складывается ощущение, что в стране отсутствует правительство, которое бы задавало ясные и конкретные цели. Вместо того, чтобы заниматься промышленными и хозяйственными предметными вопросами, наше Правительство давно отлетело от реальности и с сексуальным остервенением таргертирует ту же инфляцию и т.п. А новая индустриализация, без которой стране смерть и о которой говорит Путин, не происходит. То есть у нас Правительство и президента не слушается, живёт в своём отдельном космосе. Ничем хорошим это не закончится.

Вопрос: В прошлом интервью Вы говорили про то, что надо создавать "инфраструктуры третьего поколения", это такие инфраструктурные плацдармы, позволяющие обеспечивать развитие экономики. Звучит очень абстрактно. Какие отрасли войдут в эти проекты?

Юрий Крупнов: Это звучит абстрактно, потому что этим должны заниматься специалисты. Для населения и формула выведения ракеты-носителя на орбиту также будет звучать абстрактно и оскорбительно - но от этого она не перестаёт быть предельно конкретной и жизненно важной. А у нас всё перевели в дешёвый популизм, вместо того, чтобы заниматься сложными, тяжёлыми делами в сфере индустриализации. Если конкретнее описать проекты, то это, например, новые молодежные города развития, в частности прозябающий пока что наукоград Циолковский рядом с космодромом Восточный. Правда пока не решено, кто там будет жить, потому что не ведется работа с молодежью. В идеале, в этом городе должна быть инфраструктура третьего поколения. Т.е. это одновременно и наукоград, и перспективные рабочие места для нашей молодежи и, как результат, прорыв в космической деятельности, создание новой русской космонавтики.

Другой пример - это представленный в Речной доктрине проект возвращения в хозяйственный оборот наших рек. Сегодня я как раз вылетаю в Пекин и буду обсуждать совместный китайско-казахстанско-российский проект по восстановлению и реконструкции реки Иртыш как базовой "артерии", которая позволит "поднять" Сибирь и организовать новую Индо-Сибирскую магистраль, соединяющую Индийский и Северный Ледовитый океаны. Вот Вам, пожалуйста. Если этот проект соединить с другими инфраструктурными, инженерными, железнодорожными, телекоммуникационными проектами - это и есть инфраструктуры третьего поколения в системе трансазийского коридора развития.

Тот же Трансиб сегодня не соответствует новым задачам, он должен быть перестроен в Трансиб 2.0 со сверхскоростными и скоростными поездами. Проблема в том, что этим всем не занимается Правительство. И вместо мировых проектов, которые позволили бы нам чувствовать себя достойно на мировой арене, идут тупиковые пропагандистские отчетности, похвальба об импортозамещении. В реалии же - 90% станкостроения чужое, 98% самолетов у нас летают импортного производства. Это приговор нынешней экономической политике. Вместо того, чтобы переходить к проектной экономике развития, происходит дальнейшее культивирование хозяйственного хаоса и оголтелая беспардонная болтовня о нафантазированных достижениях, а через год не найдешь не только эти достижения, а и их заявителей.

Источник: Накануне.RU

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Как остановить рост цен?