Новой Думе — информация к размышлению
О некоторых резервах бюджета РФ
Мы предлагаем меры, реализация которых позволит вдвое снизить налоговую нагрузку на производство и, в частности, на фонд оплаты труда, и одновременно увеличить доходы бюджета на 13–15 трлн. руб. ежегодно.
Здесь я остановлюсь на совершенствовании НДС.
В 2019 году был собран НДС в сумме 7,1 трлн. руб., в т. ч. за товары, произведенные и реализованные в России ФНС собрала 4.262,6 млрд. руб., а собранный ФТС НДС за импорт ФТС составил 2.837,5 млрд. руб. Доля НДС в доходах консолидированного бюджета составила 18% от общего объема поступлений.
По данным РБК, НДС — самый собираемый налог в России и крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа, которые сокращаются из-за низких цен на сырье и падения экспорта. НДС также традиционно является драйвером роста налоговых поступлений. В 2019 году сборы НДС выросли на 19% по сравнению с 2018 годом. Доля сомнительных операций по НДС сократилась до 0,47%.
Между тем, по нашим расчетам, собираемость НДС не превышает 30%. Например, в 2018 году, согласно данным ФНС (форма 1НОМ) и Росстата, с отраслей, облагаемых НДС, был собран НДС в сумме 3,37 трлн. руб., а валовая добавленная стоимость этих отраслей составила 63,92 трлн. руб. Эффективная ставка НДС составила не 18%, а 5,3%, т. е. собираемость НДС в 2018 г. составила 29,4%. Кстати говоря, и в Евросоюзе собираемость НДС не превышает 75–80%.
Кроме того, большие потери несет бюджет из-за незаконного возмещения НДС при экспорте, который НДС не облагается. Например, с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз. Это значит, что значительная доля НДС возмещалась незаконно, а именно — (1–1:16×5,2) х 100% = 67,5%. Можно предположить, что примерно такая же доля НДС незаконно возмещается и сегодня.
Депутаты предлагают отменить налоговый вычет по НДС в отношении экспорта сырьевых товаров. Данная мера содержится во внесенном в Госдуму 27.07.18 г. законопроекте № . 519781–7… С учетом того, что величина экспорта товаров составляет порядка 290 млрд. долларов США, то в случае реализации положений предлагаемого законопроекта удастся сэкономить более 30 млрд. долларов. Это позволит выделить дополнительные средства для финансирования социальных программ.
Как показал опрос ЦСР, проведенный среди 1 тыс. предпринимателей, отмена НДС на ближайшие полгода была бы для бизнеса наиболее востребованной дополнительной мерой поддержки.
Об актуальности проблемы НДС говорит и то, какое внимание ей уделяют в последнее время Правительство РФ, депутаты Государственной Думы, политические деятели разных партий.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам В. А. Ганзя (КПРФ) предлагает отменить НДС, который, по ее мнению, власти ввели, чтобы «забраться в Евросоюз». По ее словам, из-за этого налога растут цены и с населения берут средства в бюджет. Депутат призвала отменить налог и проконтролировать, чтобы цены на товары и услуги снизились «на те самые 20%, которые собираются».
Налог на добавленную стоимость (НДС) надо отменить, считает первый зампред комитета Госдумы России по экономической политике С. В. Калашников (ЛДПР). По его мнению, это «квазиналог», отмена которого поможет улучшить финансовое положение граждан.
Перечисленные выше предложения экспертов об отмене НДС или о его совершенствовании пока не реализованы. Но они свидетельствуют об актуальности проблемы. Разумеется, дело не только в НДС. Но и его вклад в разрушение промышленности достаточно велик.
Один из способов снижения остроты проблемы НДС — приведение содержания налога в соответствие с его названием. Ведь у налога на прибыль налоговая база — прибыль, у подоходного налога — доход и т. д. А у НДС налоговая база — стоимость реализованной продукции. Так пусть же и у НДС налоговой базой станет добавленная стоимость.
Что делать конкретно? Мы предлагаем:
— снизить ставку НДС до 10%, сделать ее единой для всех и сократить число льготников;
— в качестве налоговой базы НДС принять добавленную стоимость и считать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом как произведение ставки налога на добавленную стоимость (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов или реализация минус стоимость покупных) — в этом случае возмещения НДС будут не нужны;
— 50% НДС, как правило, оставлять регионам, в которых создается добавленная стоимость;
— по примеру Китая, отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, металлов). Возмещение НДС экспортерам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основании представляемых калькуляций.
Реализация предлагаемого варианта существенно упростит проверку правильности начисления и уплаты налога, исключит проблемы уплаты НДС с авансов (платить не надо, т. к. авансы не являются добавленной стоимостью) и незаконных возмещений, сделает ненужными книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам и т. д.
Одновременно почувствуют облегчение тысячи предпринимателей, которые не могут возместить НДС, и которым грозят уголовной ответственностью за «неправильные» счета-фактуры, полученные от поставщиков. Никаких научных, организационных или методических проблем нет.
Предлагаемое нами снижение ставки НДС до 10% и изменение методики его расчета уменьшит налоговое бремя на производство, упростит администрирование НДС, улучшит инвестиционный климат в России, даст бюджету дополнительно не менее 1,5–2,0 трлн. руб., обеспечит снижение розничных цен на 10%.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник: «Эхо Москвы»