«Партия дела» как выборная сенсация: в чем секрет победы над «ЕР», КПРФ и ЛДПР?
«Партия дела» известна как партия возрождения промышленности.
Выступает за снижение налогов для производственников — людей труда и дела, разумный протекционизм в экономике, против вступления в ВТО, в социальной сфере — за сохранение традиционных ценностей, повышение доступности образования, прекращение оттока кадров за рубеж и многое другое. Лидер партии — президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин.
В выборах в Госдуму «делопартийцы» не участвовали, так как для этого необходимо представительство на уровне региональных заксобраний. Но даже муниципальные кампании этой политической силы вызывают оторопь в чиновничьих кабинетах. В сентябре 2015 г. в Спасском районе Приморского края партия едва не обогнала «Единую Россию» и заняла второе место, однако неприятные для «ЕдРа» итоги этой весной отменили по суду. Так и сейчас местные выборы под «тенью» федеральных и региональных порой оказывались и интереснее, и более непредсказуемыми. По крайней мере, когда речь шла о компаниях с участием «Партии дела». Сентябрьское голосование доказало, что спасские избиратели не ошиблись в своем выборе год назад, более того, «Партия дела» улучшила свой результат и по количеству мандатов опередила «ЕР» (!). Кроме того, четыре депутата будут представлять партию в Совете депутатов Ононского района Забайкалья (это второе место, на третьем и четвертом остались КПРФ и ЛДПР). О том, как под флагом возрождения промышленности удается побеждать парламентские силы, в интервью Накануне.RU рассказал секретарь федерального совета «Партии дела» Алексей Лапушкин.
Вопрос: «Партия дела» снова стала сенсацией на местном уровне, как удается добиваться таких результатов?
Алексей Лапушкин, Партия дела: Успех и в Приморье, и в Забайкалье вызван той повесткой, теми проблемами, которые поднимает «Партия дела». Остальные партии не подняли ни одного конкретного, действительно жизненно важного для населения вопроса — развитие производства, сельского хозяйства. Аграриев интересует то, о чем мы говорим, а именно низкая процентная ставка по кредиту, «длинные дешевые» деньги, система налогообложения, поддержка аграрного сектора. Мы идем на выборы с такой повесткой, а кроме нас, никто эти темы толком не поднимал.
Вопрос: В этот раз ощущали ли кандидаты «Партии дела» какое-то давление наподобие того, что наблюдалось на выборах в Спасске-Дальнем в 2015 г.?
Алексей Лапушкин: В Спасском районе давление продолжалось, была серьезная кампания против нас, но «делопартийцы» в Приморье сильные и уже подкованы во многих боях. Мы утерли нос всем тем, кто говорил, что мы — партия-однодневка и якобы осуществляли подкуп на предыдущих выборах. Все обвинения сняты тем, что «Партия дела», во второй раз после отмены выборов выйдя на голосование, взяла не два, а пять мандатов. Это говорит об уровне нашей поддержки.
Вопрос: Дальний Восток считают «хронически» проблемным регионом для «Единой России». Почему, на Ваш взгляд, там идет запрос на иную повестку?
Алексей Лапушкин: Этот запрос идет по всей стране — на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, даже в Центральной России. К примеру, в Костромской области, где нас сняли в прошлом году с выборов, результат «Единой России» — третий снизу — 34%.
Вопрос: А как Вы в целом оцениваете результаты прошедшей федеральной избирательной кампании?
Алексей Лапушкин: Суть всей выборной кампании сводится к тому, что никакая из партий не представила повестку, которая необходима людям. Большинство партий ударились в непонятный пиар. Они не пытались разговаривать с избирателем, не поднимали жизненных вопросов. Результат налицо — непарламентские партии проиграли. Сегодня многие политики считают, что можно придумать красивый лозунг, разместить «фоточку» в фейсбуке и победить на выборах, что наш избиратель — якобы человек недалекий. Успех в Приморье и Забайкалье заключался в том, что наши кандидаты шли от дома к дому, от чабанской стоянки к чабанской стоянке и разъясняли людям, зачем создавалась «Партия дела», какие цели она ставит, почему ее надо поддерживать, и результат не заставил себя ждать. На чабанских стоянках люди живут без электричества, воды, но они работают и понимают, почему дорожает ГСМ, и про «длинный» кредит, народ у нас умный, и провал большинства партий связан с их абстрактными лозунгами.
Вопрос: Парламентские оппозиционеры называют прошедшие выборы самыми «грязными» за последнее время. «Партия дела» сталкивалась с подобными «неправомерными» случаями на выборах в районах, где выдвигались кандидаты?
Алексей Лапушкин: Сложная ситуация наблюдалась в Приморье. Но мы уже были научены горьким опытом предыдущих выборов и были к этому готовы. Все попытки изменить цифры в протоколах были жестко пресечены нашими юристами. Такие поползновения были. В Спасске-Дальнем были попытки председателя комиссии удалиться с протоколами, не выдав копии. Это стандартные схемы. Мы за это время научились бороться против самых разных методов попытки фальсификации результатов. Надо отдать должное муниципальной комиссии Ононского района. Выборы там прошли абсолютно чисто и прозрачно. Никаких попыток вбросов, переписывания протоколов, нарушений избирательного законодательства со стороны УИК не было зафиксировано. Небольшие нарушения носили технический характер, поскольку сельские люди не всегда знают тонкости законодательства. День выборов прошел празднично, явка была очень большая. Был момент, что Ононский район позже всех сдал протоколы, но это было связано только с тем, что комиссии работали с соблюдением закона с большим количеством бюллетеней, и это затормозило их работу.
Вопрос: КПРФ позиционирует себя как защитника людей труда, но на выборах она провалилась. В чем тут дело?
Алексей Лапушкин: Результат выборов в Госдуму, «Единой России», перевалившей за 50% — это результат того, что людям не из чего было выбирать. Они предпочли оставить все, как есть. Ни КПРФ, ни «Справедливая Россия», которая еле-еле переползла 5-процентный барьер, не представили должной повестки. Кроме того, они за длительный период существования себя дискредитировали. Например, КПРФ заявляла, что выступает против реорганизации РАН, но до конца этот вопрос не довела. Собирала оппозиция и подписи за отставку правительства, и так же не довела дело до завершения. Готов снять шляпу, если можно назвать хотя бы один весомый результат. Не надо считать, что российский избиратель — дурак. Люди даже без света и воды на чабанских стоянках прекрасно ориентируются в политике и экономике. Люди сделали выбор в пользу сохранения статуса-кво. Запрос на смену политической элиты есть, но никто не представил, с чем они идут. Сложно сказать, чем отличаются программы, представленные разными партиями системной и несистемной оппозиции. «Единой России» в этой ситуации придется взять на себя все политические последствия экономической политики, проводимой в стране. Уже нельзя будет свалить вину на кого-то, сказать, что им помешали. Все негативные последствия примет «ЕР». Пенять не на кого, когда у тебя — конституционное большинство. И это будет серьезное испытание для «Единой России».