Переработчики текстиля в России столкнулись с дефицитом сырья - Партия Дела
Присоединиться
Фото: Phil Noble / Reuters

Теперь в стране необходимо нарастить сбор вторичного текстиля в семь раз, подсчитали участники рынка.

В пресс-службе «Российского экологического оператора» (РЭО), куратора отрасли по обращению с отходами, подтвердили, что российские переработчики текстиля в мае перестали завозить импортное сырье, на которое приходилось 73% объема.

Пока дефицит восполнить не удается, а цены на российский вторичный текстиль выросли втрое.

Текстиль в России перерабатывается в два типа новых материалов: обтирочную ветошь и регенерированное волокно.

Обтирочную ветошь используют на производствах, чтобы, например, вытирать машинное масло со станков. Необходимое свойство ветоши — абсорбация жидкости, поэтому переработчики текстиля используют в качестве сырья хлопковую одежду и постельное белье, так как хлопок хорошо впитывает влагу.

Ветошь закупают РЖД, авиастроители, автозаводы, ремонтные мастерские, станкостроители.

Регенеративное волокно получается из шерстяных, хлопковых и синтетических тканей. Его используют для шумоизоляции, производства утеплителя, набивки для матрасов и подушек.

Переработка вторичного текстиля в России в 2021 году составила чуть больше 20,1 тыс. т. Из них 14,7 тыс. т приходилось на импорт, отмечает пресс-служба «Российского экологического оператора». Еще 3 тыс. т компании получили от российских сборщиков вторичного сырья, говорит руководитель фонда «Второе дыхание» (755 контейнеров для сбора вторичного текстиля в 52 регионах) Дарья Алексеева.

Помимо российских компаний самый большой объем старой одежды в России собирала сеть H&M, насчитывавшая 160 магазинов. В 2019 году она отчиталась о сборе 3 тыс. т сырья, из которых 80% (2,4 тыс. т) направлялось на переработку.

Ежегодно в России образуется 962 тыс. т текстильных отходов, в основном они оказываются на свалке, потому что в стране нет налаженного сбора и переработки текстиля. Поэтому компаниям было удобно закупать готовое сырье для переработки в Европе, там оно лучшего качества и рассортировано по категориям в зависимости от содержания хлопка или синтетики.

По данным «Российского экологического оператора», сейчас в России работают 13 компаний, которые способны переработать более 25 тыс. т текстиля в год.

Увеличить объемы сбора текстиля в России поможет реформа расширенной ответственности производителя (РОП), считает глава «Российского экологического оператора» Денис Буцаев. Она позволит профинансировать создание масштабной системы сбора старой одежды, аналогичной системе сбора макулатуры, что увеличит объемы сбора и переработки текстиля в России до 100 тыс. т в год. Сейчас бизнес платит в бюджет экосбор, который равен стоимости переработки и утилизации его товара. Буцаев считает, что действующая ставка экосбора (16,3 тыс. руб. за тонну), который компании должны платить за утилизацию текстиля, занижена в два с половиной раза. Эти деньги не покрывают расходы на создание системы сбора и сортировки текстиля в стране, поясняет представитель РЭО. По его словам, реформа РОП предполагает увеличение экосбора, что позволит установить дополнительные контейнеры для сбора текстиля, создать новые мощности для его переработки и напрямую субсидировать участников этого рынка.

На запуск системы с учетом мер господдержки может уйти до двух лет, но не все зависит от субсидий в переработку и сбор сырья. Понадобятся годы, чтобы приучить людей сдавать одежду, а не выбрасывать ее, считает председатель отделения ПАРТИИ ДЕЛА в Тамбовской области Михаил Топоров.

«Если поставить контейнеры для текстильных отходов, то кто будет это собирать? Пробовали же – даже пластиковые бутылки никто не собирал. Для алюминиевых банок пробовали ставить контейнеры, раздельный сбор мусора – кто собирал? Никто. А тут старую одежду! Мне захотелось выкинуть, я пошел в контейнер выбросил», — полагает Топоров.

К тому же, по мнению эксперта, сейчас время такое, что многие не сдают одежду, а носят долго или передают в фонды для малоимущих, в интернаты, отдают нуждающимся.

«Сейчас нет условий для поставок секонд-хенда, то есть продукции, которая покупалась на вес и поставлялась сюда в мешках. Менее 30% там было хорошей одежды, остальное было грязное и никому не нужное, но хлопкосодержащее. Именно это и брали в переработку. Много вещей, которые не продавались даже по самым низким ценам, просто сдавали на переработку. Они перестали сюда ездить», — продолжает Топоров.

Второй момент, на который указывает эксперт, — низкие закупочные цены, по которым переработчики закупают это сырье. «Например, мы в Тамбове, а в Рязани есть предприятие по переработке. Но оно покупает по такой цене, что, если человек даже бесплатно у меня взял отходы, доставив туда, он ничего не зарабатывает. Ему это невыгодно».

Реформа РОП должна была начаться 1 января 2022 года, но ее перенесли на год из-за возражений Минпромторга, Минэкономразвития и Минсельхоза.

Законопроект, который запустит реформу, пока дорабатывается. Теперь реформа может начаться позже 1 января 2023 года, но пока сроки переноса не определены.

Следующая новость
Артур Хадзарагов: в Северной Осетии нужен здоровый экономический протекционизм