Шахтёры в Забайкальском крае объявят голодовку в знак протеста против затопления шахт - Партия Дела
Присоединиться

Жители посёлка Вершино-Дарасунский Забайкальского края готовятся к голодовке в знак протеста против затопления шахт Дарасунского рудника. В администрацию сельского поселения направлено уведомление об участии 300 человек в бессрочной акции, которая назначена на 20 декабря. Мероприятие глава Вершино-Дарасунского Александр Окладников не согласовал, а все члены инициативной группы получили предостережения от полиции.

Ранее местные жители обратились в ПАРТИЮ ДЕЛА с просьбой сдвинуть вопрос с мёртвой точки. В ноябре за подписью секретаря Федерального Совета партии Алексея Лапушкина было направлено письмо на имя министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова с просьбой взять ситуацию на контроль и направить в Вершино-Дарасунский комиссию. Встреча инициативной группы с представителями Ростехнадзора, природоохранной прокуратуры и ФСБ была назначена на 8 декабря, но сорвалась по причине отсутствия руководителя «Дарасунского рудника» Евгения Боровикова. Очередная дата приезда комиссии назначена на 14 декабря.

Основное требование протестующих – проверить законность действий руководства «Дарасунского рудника», прекратить демонтаж оборудования и имущества предприятия, а также остановить затопление шахт. По мнению членов инициативной группы, шахтовое оборудование изымается с одной целью – исключить возможность появления покупателя предприятия.

«Шахты не консервируются, их просто варварски разрушают. Оборудование изымается, в душевом комбинате даже плитку от стен отодрали, опрокидыватели вагонеток режут на металлолом, потому что иначе их не изъять. Всё уничтожается, а потом кто еще возьмется за эти шахты? Теперь надо заново всё отстраивать, воду откачивать. Никто на такую разруху не придёт», – говорит бывший сотрудник «Дарасунского рудника», проходчик с пятнадцатилетним стажем Константин Бурдинский.

О приостановлении работ на Юго-Западном и Центральном участках шахт Дарасунского месторождения летом текущего года объявила компания Highland Gold (собственник ООО «Дарасунский рудник», до 2021 года была зарегистрирована на острове Джерси — прим. ред.) из-за экономической нецелесообразности добычи здесь золота. В холдинге сослались на результаты проведенной геологоразведки, которые не подтвердили ранее заявленные запасы золота. Однако у горняков много вопросов к качеству проведенных работ.

«В советское время при проведении разведки бурились скважины до 1,5 километров. А сейчас завезли станки с максимальной глубиной 100-120 метров. К тому же работы велись в направлении противоположном от залежи. Показатели содержания золота все искусственно занижены», – рассказывает горняк, бывший сотрудник «Дарасунского рудника» Игорь Пыжиков.

Решение собственника провести «мокрую консервацию» грозит посёлку обвалами почв и обрушениями зданий – под Вершино-Дарасунским проходит порядка 300 км подземных выработок. В Забайкальском крае есть подобный прецедент – в селе Абагайтуй, где были затоплены шахты по добыче плавикового шпата, начались провалы в почве.

Заверения руководства компании Highland Gold приступить к затоплению только в 2024-м году после прохождения всех необходимых экспертиз, местных жителей не успокаивают. Очевидцы сообщают – вода не откачивается с апреля текущего года.

«Руководство рудника всем врёт. 660-й горизонт «Юго-Западной» уже затоплен. Говорят, что глубинный насос сломался, чинить его не хотят, сейчас всё затопит, а потом всех перед фактом поставят. Вот и вся экспертиза», – продолжает Константин Бурдинский.

Подобный прецедент в Забайкальском крае также присутствует — по такой же схеме ранее была закрыта другая шахта – «Теремки», здесь же, неподалеку от Вершино-Дарасунского.

Местные жители уверены, у Highland Gold одна цель – выжить людей из собственных домов и тем самым освободить месторождение для открытой добычи.

«Подтвержденных запасов здесь 62 тонны золота, не говоря уже о редкоземельных металлах, месторождений которых во всём мире 3 или 4. На этот рудник слюни бежали у всех, но мешает население. Чтобы приступить к открытой выработке, нужно освободить территорию от посёлка. А это значит, что людей надо куда-то переселить, может, строить рядом новый посёлок. А зачем это делать, если можно просто всё закрыть, затопить, и люди сами сбегут?» – говорит горняк Дмитрий Троцкий.

По словам бывшей сотрудницы «Дарасункого рудника» Ольги Казанцевой, уже сегодня жители вынужденно покидают посёлок – другой работы здесь просто нет. А заявления руководства компании о трудоустройстве всех попавших под сокращение рабочих – очередная ложь.

«Говорят, что нам предлагают работу, а мы отказываемся. Мне дали список, там все мужичьи профессии: машинисты, бульдозеристы, электрогазосварщики. Зачем мне это вообще показывать? Я что на бульдозере смогу работать? Там нет вакансий, просто для отчета предлагают всё подряд» – говорит она.

Инициативная группа обратилась с запросом в министерство природных ресурсов и экологии РФ. В ведомстве пояснили, что нерентабельность золотодобычи на руднике компанией Highland Gold не доказана. В то же время Федеральное агентство по недропользованию согласовало проект консервации шахт.

«Возникает вопрос, на каком основании проект был согласован? В то же время Highland Gold продлила лицензию на добычу золота до 2039 года. Зачем им лицензия на нерентабельный рудник еще на 17 лет?» – говорит председатель профсоюзной организации ООО «Дарасунский рудник» Ксения Чеберяк.

Однако, у горняков есть собственное объяснение, почему компания вдруг оказалась в миллионных убытках. С приходом нового собственника лимит зарплаты административных работников был увеличен в 10 раз.

«Стали сокращать работяг, и одновременно увеличивать штат конторы. Административного персонала стало 300 человек, на каждого работягу по три начальника. Ситуация дошла до смешного: в целях экономии фонда заработной платы сократили уборщицу, но взяли директора по строительству с зарплатой 500 тысяч. А у него в штате один заместитель и всё, больше никого», – говорит горняк Алексей Сутормин.

Глава Тунгокоченского района Николая Ананенко пояснил, что «Дарасунский рудник» – единственное системообразующее предприятие, которое платит налоги в бюджет района. Местная власть также обеспокоена происходящими событиями, однако не в силах повлиять на ситуацию.

«Ситуация на контроле краевого правительства, но я дополнительно написал письмо, потому что меня беспокоит вопрос затопления. С другой стороны, как решить этот вопрос, тоже неясно. Предприятие хочет работать, получать прибыль, но не может этого делать. Оно владеет шахтами, где работы не ведутся, но содержать их надо: откачивать воду, платить зарплаты», – сказал он.

Встречаться с журналистами руководство «Дарасунского рудника» отказалось, однако пресс-служба Highland Gold предоставила ответы на адресованные в компанию вопросы.

Примечательно, что компания перестала делать упор на нерентабельность рудника. Главной причиной приостановки работ теперь названа небезопасность шахт. При этом нести ответственность за провалы и обрушения жилых домов после «мокрой консервации» в Highland Gold отказались. Единственное, что гарантирует холдинг – проведение дополнительного мониторинга горных пород и наблюдения за земной поверхностью. А ответственность за все возможные негативные последствия возлагает на «нелегальных золотодобытчиков».

«Нелегальная добыча зачастую ведется без оглядки на какие-либо правила промышленной безопасности и правила охраны недр. Как следствие – провалы, обрушения, гибель людей в заброшенных шахтах. Компания не может нести ответственность за нарушения в горных выработках в результате незаконной золотодобычи и влияние этих нелегальных выработок на устойчивость горных пород», – передаёт пресс-служба Highland Gold.

Сейчас члены инициативной группы ждут приезда комиссии 14 декабря, однако подготовку к акции протеста не прекратили. В случае, если встреча не приведёт к ощутимым результатам, жители Вершино-Дарасунского будут голодать до приезда представителей Администрации Президента и Генеральной прокуратуры.

Следующая новость
Борис Зырянов: сотрудничество с Киргизией важно для производства отечественных полупроводников