Константин Бабкин: Производство сельхозтехники в 2023 году сократится на 10% и более
Аграрии сокращают закупки техники. Если тренд сохранится, о рекордных урожаях придётся забыть, причём больше всего пострадают небольшие хозяйства, пишет в своём аналитическом материале «Forbes»
В 2022 году, по данным «Росспецмаша», отечественной сельхозтехники в России продали на 235,4 млрд рублей (на 17,2% больше, чем годом ранее в денежном выражении). В целом рынок незначительно сократился – минус 0,4% – до 389,4 млрд рублей. По оценке Минсельхоза, аграрии закупили меньше тракторов (11 340 штук против 14 730 годом ранее), зерноуборочных комбайнов (4710 против 6590) и кормоуборочных комбайнов (550 против 620 единиц).
Снижение закупок сельхозмашин видно и в текущем году. Если за январь – март 2022 года отгрузки на внутренний рынок, по информации «Росспецмаша», оценивались в 56,1 млрд рублей (с НДС), то в текущем – уже в 51,8 млрд рублей. В штуках спрос упал на 25%. Убавился с начала этого года и интерес к покупке подержанной сельхозтехники.
Лидер ПАРТИИ ДЕЛА, президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин прогнозирует, что производство техники в 2023 году сократится на 10% и более. Дело в том, что цены на зерно на внутреннем рынке после введения экспортных пошлин на него находятся на низких уровнях, вынуждая аграриев экономить на всём, в том числе на закупке сельхозмашин.
«Спрос падает именно по этой причине, обновление парка продолжается, но уже не такими темпами, как раньше. Если наша техника подорожала на 35-40% в 2022 году, иностранная выросла в цене ещё больше»», — считает политик.
В предыдущие годы в России работала программа субсидирования на возмещения части затрат на приобретение всей российской сельхозтехники, которая позволяла аграриям покупать машины со скидкой 10-15% от прайсов заводов.
«В 2023 году финансирование программы составило всего 2 млрд рублей (в 2022 году – 8 млрд рублей), она не распространяется на самоходную сельхозтехнику (тракторы, комбайны и т. д.)», — отмечает он.
В прошлом году начались сложности и с поставкой комплектующих. Отечественное производство в высокой степени (от 60% до 80%) локализовано, но некоторые компоненты всё равно приобретались на Западе.
«Такого дефицита деталей, как в 2022 году, уже нет, но предприятия ещё не до конца отладили новые производственные цепочки и работу с новыми поставщиками для этого потребуется дополнительное время», — уточняет Константин Бабкин.
Все эти факторы влияют на доступность техники. Проблемой остаётся производство машин для садоводства, тепличного производства и уборки корнеплодов (картофеля и свеклы), говорит он.
«Прямых запретов на поставку подобной техники из-за рубежа нет, она всё равно поступает на наш рынок, хоть и по цене в разы большей, чем раньше», — подчеркивает лидер ПАРТИИ ДЕЛА.
В России же нет заводов, выпускающих подобную технику, а строить их нецелесообразно – товар штучный, массовое производство не требуется, а затраты на производственные линии были бы колоссальными.
Источник: Forbes